Философские, научные основы дидактики

Педагогика сегодня » Дидактика как теория образования и обучения » Философские, научные основы дидактики

Философской, методологической основой дидактики является диалектический материализм, марксистско-ленинская теория познания, которая раскрывает общие закономерности познания человеком окружающего мира. Диалектический материализм — это наука об общих законах развития природы, общества, мышления человека. Познавательная деятельность !как учителя, так и ученика совершается на основе общих закономерностей отражения человеком окружающего мира. Поэтому знание философии, изучение основных положений диалектического материализма помогает правильно понимать и определять место обучения в развитии человека, возможности и перспективы формирования личности ученика в учебно-воспитательном процессе.

Чем более глубоко дидактика основывается на философских положениях диалектического материализма, тем более глубоки и действенны ее теоретические положения и рекомендации.

Научными основами дидактики являются специальные науки: психология, анатомия и физиология, особенно детей и подростков, .школьная гигиена, методики преподавания учебных дисциплин, а также соответствующие учебным предметам науки.

Ученики мыслят, запоминают, забывают, бывают внимательными или невнимательными. Они чувствуют, переживают, проявляют волю, упорство или, наоборот, малоработоспособны. У них формируются учебные навыки, умения, развиваются способности, формируются качества личности. Все эти процессы и явления изучает психология. Поэтому знание закономерностей психического развития детей обеспечивает научность, надежность и основательность теории образования и обучения.

Ученики находятся на определенной стадии возрастного биологического развития. Например, младшие школьники по своим анатомо-физиологическим особенностям существенно отличаются от подростков. Возрастная анатомия и физиология позволяют глубже понять влияние особенностей растущего организма ученика на его умственное, духовное и физическое развитие.

Ученики в школе находятся в определенных санитарно-гигиенических условиях, которые могут благоприятствовать учебной деятельности или оказывать отрицательное влияние, вызывая утомляемость, пассивность, раздражительность.

Школьная гигиена помогает глубже построить учебно-воспитательный процесс на основе современных требований к растущему организму школьника и школьной среде.

Ученик в школе усваивает учебный материал по определенным предметам. По каждой учебной дисциплине разрабатываются методики преподавания. Теория обучения, разрабатывая общие положения и рекомендации, опирается на методики преподавания учебных предметов. В свою очередь каждая методика исходит из общих научных положений и закономерностей теории обучения. Существует тесная взаимосвязь дидактики и специальных методик.

Теория обучения основывается на изучении и обобщении передового педагогического опыта, практики работы школ. В свою очередь практическая деятельность учителя становится более успешной, если основывается на теоретических положениях дидактики.


Новое в образовании:

Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческого воображения на занятиях декоративным рисованием
Формирующий эксперимент был направлен на создание педагогических условий и проверку эффективности разработанной нами методики по декоративному рисованию с целью развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, ...

Программы “Графический редактор для младших школьников”
Она позволяет рисовать и конструировать рисунки на экране дисплея, сохранять полученные изображения на диске. В качестве “карандаша” могут выступать различные фигуры: точки, круги, полукруги, треугольники, резинки. Редактор располагает следующими возможностями Выбор карандаша (F1-поис вперед, F2-по ...

Условия и средства развития художественно-творческих способностей
Употребляя словосочетание «способные дети», мы тем самым подчеркиваем, что существует некая особая категория детей, качественно отличающихся от сверстников. В специальной литературе постоянно и много пишут об их исключительности. Не касаясь содержательной стороны этих обсуждений, отметим, что такой ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru