Философские, научные основы дидактики

Педагогика сегодня » Дидактика как теория образования и обучения » Философские, научные основы дидактики

Философской, методологической основой дидактики является диалектический материализм, марксистско-ленинская теория познания, которая раскрывает общие закономерности познания человеком окружающего мира. Диалектический материализм — это наука об общих законах развития природы, общества, мышления человека. Познавательная деятельность !как учителя, так и ученика совершается на основе общих закономерностей отражения человеком окружающего мира. Поэтому знание философии, изучение основных положений диалектического материализма помогает правильно понимать и определять место обучения в развитии человека, возможности и перспективы формирования личности ученика в учебно-воспитательном процессе.

Чем более глубоко дидактика основывается на философских положениях диалектического материализма, тем более глубоки и действенны ее теоретические положения и рекомендации.

Научными основами дидактики являются специальные науки: психология, анатомия и физиология, особенно детей и подростков, .школьная гигиена, методики преподавания учебных дисциплин, а также соответствующие учебным предметам науки.

Ученики мыслят, запоминают, забывают, бывают внимательными или невнимательными. Они чувствуют, переживают, проявляют волю, упорство или, наоборот, малоработоспособны. У них формируются учебные навыки, умения, развиваются способности, формируются качества личности. Все эти процессы и явления изучает психология. Поэтому знание закономерностей психического развития детей обеспечивает научность, надежность и основательность теории образования и обучения.

Ученики находятся на определенной стадии возрастного биологического развития. Например, младшие школьники по своим анатомо-физиологическим особенностям существенно отличаются от подростков. Возрастная анатомия и физиология позволяют глубже понять влияние особенностей растущего организма ученика на его умственное, духовное и физическое развитие.

Ученики в школе находятся в определенных санитарно-гигиенических условиях, которые могут благоприятствовать учебной деятельности или оказывать отрицательное влияние, вызывая утомляемость, пассивность, раздражительность.

Школьная гигиена помогает глубже построить учебно-воспитательный процесс на основе современных требований к растущему организму школьника и школьной среде.

Ученик в школе усваивает учебный материал по определенным предметам. По каждой учебной дисциплине разрабатываются методики преподавания. Теория обучения, разрабатывая общие положения и рекомендации, опирается на методики преподавания учебных предметов. В свою очередь каждая методика исходит из общих научных положений и закономерностей теории обучения. Существует тесная взаимосвязь дидактики и специальных методик.

Теория обучения основывается на изучении и обобщении передового педагогического опыта, практики работы школ. В свою очередь практическая деятельность учителя становится более успешной, если основывается на теоретических положениях дидактики.


Новое в образовании:

Повышение познавательной активности на уроках математики посредством дифференцированного подхода в обучении
Природа щедро одарила человеческий род: на Земле никогда не было, нет и не будет двух совершенно одинаковых людей. Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности. В начальной школе индивидуальные различия особенно заметны. Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на ...

Ступени формирования умений по орфографии
Умение – это вид опыта личности, этап овладения новым способом деятельности: оно формируется на основе теории, правила, инструкции, а также на основе подражания по принципу «делай, как я». Закрепленное, автоматизированное умение принято называть навыком, что особенно важно для правописания. Процесс ...

Сценарий проведения конкурсной шоу-программы «Ералаш в лагере»
Количество участников: участвуют 6 отрядов. Костюмы, реквизит: каждая команда должна иметь свой «имидж», свое «лицо». Костюмы и реквизит для выступления участники продумывают и изготавливают самостоятельно, но также могут воспользоваться и реквизитом, имеющимся в лагере. костюмы для ведущих. Набор ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru