Сжатый пересказ как средство развития мыслительных процессов учащихся общеобразовательной школы

Педагогика сегодня » Процесс обучения сжатому пересказу учащихся с нарушением речи » Сжатый пересказ как средство развития мыслительных процессов учащихся общеобразовательной школы

Страница 1

Исследования И.Д.Тихомирова, М.И. Омороковой, И.И. Срезневского, З.Д. Кочаровской, М.Р. Львова и др. были посвящены проблемам обучения сжатому пересказу учащихся общеобразовательной школы. Все исследователи склоняются к мнению о том, что излагать тему нужно уметь не только подробно, но и кратко конспективно. Это относится и к пересказу: тема должна быть раскрыта в главных чертах, схематично. Пересказать детям труднее, чем передать содержание прочитанного в полном объеме, т.к. в кратком пересказе нужно отобрать важнейшее, отбросить второстепенное, детали. Школьнику приходится самому определять, на что в тексте необходимо обратить внимание и выделить, а что можно пропустить. Он должен выбрать из текста основное и передать его связно, последовательно, не нарушив логики повествования, без пропусков. Естественно, что сокращение текста не может проходить механически, путем удаления некоторых предложений и абзацев. Если ученик пойдет по такому пути, то неизбежны логические разрывы, пропуски. Школьник должен передать главное содержание своими словами, по-своему. Следовательно, в сжатом пересказе речевая задача еще сложнее, чем в полном, подробном.

В программе для начальных классов по чтению предусматривается обучение детей умению «сжато передавать содержание прочитанного рассказа по самостоятельно составленному плану». Овладеть этими умениями школьники смогут лишь с помощью целого ряда других навыков и умений, связанных с сознательностью чтения текста учеником и полноценностью его восприятия.

Для того чтобы сжато передать содержание прочитанного, учащиеся должны определить главную мысль произведения, а также каждой части; уяснить логические связи между частями.

На основе сознательного чтения учащийся сумеет отобрать для пересказа главное, отбросить некоторые детали, сумеет решить, о ком из героев рассказать подробно, о ком только упомянуть, как немногими словами охарактеризовать события или поведение героя. При этом нужно часто делать обобщения, давать оценку, надо найти слова и выражения, которых нет в самом тексте. Такие умения можно привить только путем систематического, целенаправленного обучения детей приемам правильной работы над текстом.

Опыт Афоничкиной Л.П. показывает, что нельзя допускать неподготовленных пересказов. Готовясь к пересказу стихийно, бесконтрольно, дети обычно дают неполноценный по содержанию, неряшливый по языку ответ, привыкают говорить нелогично, непродуманно. Поэтому необходимо систематическое обучение детей пересказыванию, особенно сжатой передаче текста.

Следует отметить, что особенно трудно передавать сжато высокохудожественные тексты, где, говориться, слова из песни не выкинешь. Художественные описания вообще не стоит пересказывать сжато. Не рекомендуются для сжатого пересказа тексты, содержащие диалог. Обучать сжатому пересказу удобнее всего на познавательных текстах, где легко прослеживается действие.

Элементы краткого пересказа вводятся в 1 классе. Детям предлагается в процессе анализа прочитанного выразить какую-то его часть кратко, одним предложением.

Во 2 классе могут предлагаться рассказы не разделенные на части. Школьники разделяют его сами, передавая содержание каждой части в одной -двух фразах.

Наиболее труден для сжатого пересказа текст с диалогами. Диалоги при сокращении текста приходиться перестраивать, передавать в форме косвенной речи. Еще большие трудности возникают при пересказе драматических отрывков.

Сжатый пересказ в данном случае представляет собой передачу сюжета, основной линии действия рассказа.

Последовательно развиваясь, складывается ясный, четкий текст, лишенный диалогов и подробностей, деталей, но правильно передающий содержание и основную мысль этого не малого по объему и очень увлекательного рассказа.

Сжатый пересказ конспективен, следовательно, он учит отвлечению от частностей, выделению главного основного. М.Р. Львов предлагает следующие ступени сжатия текста произведения. Данные ступени мы отразили в виде схемы

Обучение всем этим формам работы над текстом в общем идет параллельно, однако указанная последовательность соблюдается: от подробного пересказа (и выборочного) дети переходят к пересказу сжатому; он в свою очередь связан с составлением плана (озаглавливание частей рассказа), и краткое выражение главной мысли всего произведения - это результат всех видов аналитико — синтетической работы над текстом.

Страницы: 1 2


Новое в образовании:

Л.П. Стрелкова «История о том, что такое хорошо и что такое плохо»
После завтрака Данилка вышел во двор и с интересом осмотрелся. Кругом кипела жизнь. В большой луже стоял малыш и энергично месил грязь, вытирая ладони о собственные штаны. Данилка с интересом следил за ним. И вдруг сами собой вспомнились стихи. Данилка громко прочитал их малышу, указывая на него па ...

Экспериментальное изучение состояния лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста татарской и русской национальностей
Важным условием правильной организации логопедической коррекционной работы является своевременное и тщательно проведенное психолого-педагогическое обследование ребенка. В процессе обследования обязательно следует учитывать не только то, чем ребенок пока не владеет, но и имеющие у него возможности. ...

Театрализованные технологии в дошкольном образовании
Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение самого подхода к личности ребенка. Наиболее общим в этих подходах является направленность на удовлетворение потребностей растущей личности. Следовательно, надо строить всю педагогическую деятельнос ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru