Понятие коммуникативная компетентность

Страница 4

Другой важный момент состоит в том, что рынку труда не важно, каким путем будут достигнуты новые образовательные результаты: в рамках существующих институциональных форм (классно-урочная система, понедельное планирование) или в дополнительном, заочном образовании.

В результате дискуссий деятелей образования и работодателя стала ясна необходимость описания нового типа образовательного результата, не сводимого к простой комбинации сведений и навыков и ориентированного на решение реальных задач. Этот тип образовательных результатов и стал называться компетентностями.

Коммуникативная компетентность, то есть готовность и способность к взаимодействию, вербальному и невербальному (мимика, язык тела), с другими людьми, есть важнейшее качество, необходимое человеку во всех ситуациях жизни. Однако, особенно в последние годы, со стороны работодателей и преподавателей вузов участились жалобы, что выпускники школ обладают этой способностью в неудовлетворительной степени. Это соответствует также и наблюдениям самих учителей. Ситуация усугубляется еще и тем, что различные альтернативные традиционному уроку открытые формы обучения, как-то: исследовательские проекты, предполагающие командные формы работы, коллективные обсуждения и представление результатов, направленные на формирование ключевых компетенций, находятся в зависимости от элементарной готовности и способности учеников к коммуникации. В большинстве западных образовательных программ коммуникативная компетентность входит в число «ключевых», что означает, в частности, перенос «ответственности за формирование» этой компетентности с отдельной предметной области на образовательный процесс в целом.

Таким образом, коммуникативная компетенция является ключевой. Первая причина, на которую можно указать, - это общественный запрос. Таких запросов несколько.

1) Запрос от взрослого профессионального делового мира, который остро ощущает дефицит в практических коммуникативных умениях выпускников школы. Не случайно мы наблюдаем сейчас всплеск интереса к различным коммуникативным тренингам, курсам делового общения и тому подобное

Роль общения в современном деловом мире постоянно возрастает. Решение проблемы определяется сегодня не уникальностью мышления того или другого специалиста, а эффективной организацией коллективной работы разных специалистов, то есть их коммуникативной компетентностью. Возросла роль электронных коммуникационных систем. В связи с этим появилось много новых понятий: «виртуальные переговоры», «виртуальная сделка», «телеобмен», «виртуальная конференция» и др.

В современном мире необходимо быть хорошим сотрудником. Это в первую очередь означает уметь работать в команде на общий результат, участвовать в принятии решений, уметь сделать понятным смысл своего высказывания для другого и понимать точку зрения своих партнеров. Кроме этого, нужно уметь работать с информацией, используя различные информационные технологии, продуктивно разрешать конфликты, публично представлять результаты своей работы, учитывая содержательную критику.

С появлением рынка труда устройство на работу зависит от правильно составленного резюме, умения правильно «подать себя» в процессе собеседования, а в дальнейшем, и умения позитивно строить свои взаимоотношения с коллегами по работе.

Можно сказать, что коммуникативная компетентность становится важнейшим требованием для многих современных профессий.

Запрос от формирующегося гражданского общества. Во-первых, состоит в развитии горизонтальных общественных связей в противовес вертикальным, иерархическим, что требует изменения коммуникативной культуры общества. Во-вторых, стирание границ, перемешивание различных этнических и социальных групп приводит к возникновению так называемого поликультурного общества, что требует развития компетентности в сфере межкультурной коммуникации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Краткая история гимназии №54 г. Челябинска
История гимназии восходит к 60-м годам 20-го века, когда 1 сентября 1957-го года была открыта средняя общеобразовательная школа №54 города Челябинска. В 1976 году для школы было построено новое здание. Одна из особенностей работы школы в этот период состояла в существовании двух профильных спортивн ...

Методика преподавания детям дошкольного возраста
Каковы же особенности процесса обучения для детей дошкольного возраста и какие средства обучения могут пригодиться педагогу? Учитывая определенные возрастные особенности, психолого-педагогические требования проведения занятий с детьми дошкольного возраста, длительность урока не должна превышать пол ...

Организация и методика проведения опытно-экспериментальной работы
Цель нашей курсовой работы – выявление эффективных форм педагогического просвещения родителей, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса Достижение поставленной цели осуществляется решением следующих задач: исследование и сравнительный анализ форм работы ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru