Виды межпредметных связей

Страница 1

География обладает большими возможностями применения межпредметных: связей благодаря своему промежуточному положению.

В педагогической науке выделены такие основные виды связей по общности:

1. научные факты, касающиеся одного и того же объекта изучения;

2. понятия, теории, законы;

3. способы деятельности, реализуемые в умениях и навыках;

4. использование научных методов;

5. применяемые формы обучения;

6. общепедагогические учебно-воспитательные проблемы.

Рассмотрим, как указанные виды связей могут осуществляться в процессе изучения географии, межпредметные связи в курсах географии шестых-седьмых классах, предусмотренные усовершенствованной программой - это преимущественно связи по общности факторов и понятий, которые не равнозначны по степени охвата и глубине изучения соответствующих явлений. Наряду с частыми и узкопредметными, понятиями, например, круг, перпендикуляр (математика) предусмотрено привлечение довольно общих и широких понятий, таких, как многообразие растительного мира на Земле (естествознание), понятие о почве (естествознание ).

Связи по общности способов деятельности в школьной географии для согласованного формирования у школьников умений работы с картографическими и статистическими источниками (туган жер, математика), оформление графических работ (рисование). Усовершенствованная программа указывает на привлечение отдельных приемов измерения расстояний из курсов математики при изучении некоторых тем курса физической географии. Таких как: изучение родного края.

Наряду с выделением различных видов связей по общности, их различают и по временному (хронологическому) признаку:

1. предшествующие;

2. сопутствующие (или синхронные);

3. перспективные (или последующие).

По этому признаку предусмотренные усовершенствованной программой по географии межпредметные связи относят, преимущественно, к первому виду предшествующие. Они предполагают привлечение в качестве опорных знаний, ранее полученных учащимися в курсах других предметов. Причем временной разрыв между ранее полученными учащимися знаниями и моментом их привлечения может быть значительным. В связи с этим выделяют горизонтальные связи, которые предусматривают использование знаний из параллельного курса другого предмета, и вертикальные, привлекающие знания из различных курсов. С учетом этого в курсах географии используют оба вида связей, причем при использовании вертикальных связей привлекаемые знания могут иметь временной разрыв в один и даже два учебных года. Например, знания об условиях жизни растений (естествознание) может быть привлечены при изучении сельского хозяйства. При изучении горизонтальных связей временной разрыв составляет до 6 - 7 месяцев. Величину временного разрыва необходимо учитывать при восстановлении требуемых знаний. Это легко установить в процессе беседы учителя географии с учителем по предмету, сопоставив календарные сроки изучения согласуемых вопросов. При этом учитель географии уточняет содержание и уровень усвоения привлекаемых знаний, что помогает ему увереннее опираться на них в обучении географии. Учителя других предметов обычно заинтересованы в том, где и как должны использоваться «их» знания в курсах географии. При некоторой инициативе со стороны учителя географии они охотно содействуют привлечению знаний по их предмету. При привлечении опорных знаний из других дисциплин необходимо учитывать некоторые особенности их восстановления. Целесообразно заранее предложить учащимся восстановить нужные знания. Это можно сделать с помощью учебников и консультаций учителя. Легче протекает процесс восстановления знаний, получаемых в параллельном курсе. Чтобы не загружать всех учащихся, следует давать отдельным ученикам индивидуальные задания по уточнению некоторых "сложных" опорных сведений с привлечением знаний из курсов математики, истории и других. Учащиеся делают эти сообщения при рассмотрении соответствующих вопросов. Особенно полезна такая подготовка при рассмотрении наиболее "удаленных" по времени увязываемых вопросов. Если этот разрыв относительно мал (например, в пределах одной учебной недели) и к тому же согласуемые вопросы по содержанию тесно связаны, то соответствующие связи принято называть сопутствующими (или параллельными). Наиболее полно связи данного вида проявляются при проведении занятий с участием учителей других предметов, например, при проведении совместно с учителем математики практической работы по съемке плана и измерениям на местности; учебной экскурсии на промышленное предприятие совместно с учителем труда.

Страницы: 1 2


Новое в образовании:

Способ демонстрации результата проделанной работы
Презентация результатов работы перед педагогическим коллективом, на заседаниях школьного МО учителей физической культуры, ОБЖ, технологии, искусства, на заседаниях городского МО учителей физической культуры. Форма отчета по проделанной работе Обобщение опыта работы на уровне школы и ГМО Выступления ...

Развитие творческих способностей учащихся на примере обучения выполнению мозаичных работ из дерева
Приведем алгоритм работы, который необходимо освоить учащимся на первом этапе обучения мозаичным работам из дерева. Упражнение №1. Резание фанеры произвольное. Эта первая ступень в освоении техники маркетри рассчитана на спокойное произвольное резание полосок фанеры—штапиков — вдоль волокон (рис. 1 ...

Сжатый пересказ как средство развития мыслительных процессов учащихся общеобразовательной школы
Исследования И.Д.Тихомирова, М.И. Омороковой, И.И. Срезневского, З.Д. Кочаровской, М.Р. Львова и др. были посвящены проблемам обучения сжатому пересказу учащихся общеобразовательной школы. Все исследователи склоняются к мнению о том, что излагать тему нужно уметь не только подробно, но и кратко кон ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru