Виды межпредметных связей

Страница 1

География обладает большими возможностями применения межпредметных: связей благодаря своему промежуточному положению.

В педагогической науке выделены такие основные виды связей по общности:

1. научные факты, касающиеся одного и того же объекта изучения;

2. понятия, теории, законы;

3. способы деятельности, реализуемые в умениях и навыках;

4. использование научных методов;

5. применяемые формы обучения;

6. общепедагогические учебно-воспитательные проблемы.

Рассмотрим, как указанные виды связей могут осуществляться в процессе изучения географии, межпредметные связи в курсах географии шестых-седьмых классах, предусмотренные усовершенствованной программой - это преимущественно связи по общности факторов и понятий, которые не равнозначны по степени охвата и глубине изучения соответствующих явлений. Наряду с частыми и узкопредметными, понятиями, например, круг, перпендикуляр (математика) предусмотрено привлечение довольно общих и широких понятий, таких, как многообразие растительного мира на Земле (естествознание), понятие о почве (естествознание ).

Связи по общности способов деятельности в школьной географии для согласованного формирования у школьников умений работы с картографическими и статистическими источниками (туган жер, математика), оформление графических работ (рисование). Усовершенствованная программа указывает на привлечение отдельных приемов измерения расстояний из курсов математики при изучении некоторых тем курса физической географии. Таких как: изучение родного края.

Наряду с выделением различных видов связей по общности, их различают и по временному (хронологическому) признаку:

1. предшествующие;

2. сопутствующие (или синхронные);

3. перспективные (или последующие).

По этому признаку предусмотренные усовершенствованной программой по географии межпредметные связи относят, преимущественно, к первому виду предшествующие. Они предполагают привлечение в качестве опорных знаний, ранее полученных учащимися в курсах других предметов. Причем временной разрыв между ранее полученными учащимися знаниями и моментом их привлечения может быть значительным. В связи с этим выделяют горизонтальные связи, которые предусматривают использование знаний из параллельного курса другого предмета, и вертикальные, привлекающие знания из различных курсов. С учетом этого в курсах географии используют оба вида связей, причем при использовании вертикальных связей привлекаемые знания могут иметь временной разрыв в один и даже два учебных года. Например, знания об условиях жизни растений (естествознание) может быть привлечены при изучении сельского хозяйства. При изучении горизонтальных связей временной разрыв составляет до 6 - 7 месяцев. Величину временного разрыва необходимо учитывать при восстановлении требуемых знаний. Это легко установить в процессе беседы учителя географии с учителем по предмету, сопоставив календарные сроки изучения согласуемых вопросов. При этом учитель географии уточняет содержание и уровень усвоения привлекаемых знаний, что помогает ему увереннее опираться на них в обучении географии. Учителя других предметов обычно заинтересованы в том, где и как должны использоваться «их» знания в курсах географии. При некоторой инициативе со стороны учителя географии они охотно содействуют привлечению знаний по их предмету. При привлечении опорных знаний из других дисциплин необходимо учитывать некоторые особенности их восстановления. Целесообразно заранее предложить учащимся восстановить нужные знания. Это можно сделать с помощью учебников и консультаций учителя. Легче протекает процесс восстановления знаний, получаемых в параллельном курсе. Чтобы не загружать всех учащихся, следует давать отдельным ученикам индивидуальные задания по уточнению некоторых "сложных" опорных сведений с привлечением знаний из курсов математики, истории и других. Учащиеся делают эти сообщения при рассмотрении соответствующих вопросов. Особенно полезна такая подготовка при рассмотрении наиболее "удаленных" по времени увязываемых вопросов. Если этот разрыв относительно мал (например, в пределах одной учебной недели) и к тому же согласуемые вопросы по содержанию тесно связаны, то соответствующие связи принято называть сопутствующими (или параллельными). Наиболее полно связи данного вида проявляются при проведении занятий с участием учителей других предметов, например, при проведении совместно с учителем математики практической работы по съемке плана и измерениям на местности; учебной экскурсии на промышленное предприятие совместно с учителем труда.

Страницы: 1 2


Новое в образовании:

Анализ диагностических методик исследования уровня сформированности письменной речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
Предупреждение и преодоление неуспеваемости учащихся, обусловленной имеющимися у них отклонениями в развитии речи, является главной задачей учителей-логопедов общеобразовательной школы. Наличие у детей даже слабо выраженных отклонений в фонетическом и лексико-грамматическом развитии является серьез ...

Роль методов осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения в нравственном воспитании учащихся
Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Формы работы разные: в разных классах это может быть рассказ учителя, этическая б ...

Термины и понятия гражданского образования
Педагогу, начинающему заниматься проблемой формирования гражданской компетентности, прежде всего необходимо знание терминологии, ключевых понятий гражданского образования. Системное знание терминологии поможет учителю, во-первых, более ясно осмыслить представление о назначении, роли, смысле граждан ...

Меню сайта

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru