Развитие творческих способностей учащихся на примере обучения выполнению мозаичных работ из дерева

Педагогика сегодня » Методические разработки занятий по развитию творческих способностей учащихся посредством обучения декоративно-прикладному творчеству » Развитие творческих способностей учащихся на примере обучения выполнению мозаичных работ из дерева

Приведем алгоритм работы, который необходимо освоить учащимся на первом этапе обучения мозаичным работам из дерева.

Упражнение №1. Резание фанеры произвольное.

Эта первая ступень в освоении техники маркетри рассчитана на спокойное произвольное резание полосок фанеры—штапиков — вдоль волокон (рис. 1).

Рис. 1. Прямолинейное резание.

Упражнение имеет целью научить держать резак с необходимым для вырезывания давлением, т.е. приучить чувствовать материал. После приобретения некоторых навыков переходят к упражнению № 2.

Упражнение № 2. Резание фанеры вдоль волокон.

Вырезая из фанеры элемент мозаики, мозаичист может разрезать материал только по трем направлениям: вдоль волокон, поперек волокон и под углом к волокнам. При этом разрез фанеры идет либо по прямой линии, либо по кривой.

Для начала надо научиться резать фанеру вдоль волокон на простые полоски — штапики. Это упражнение несложное, но выполнять его нужно не спеша, внимательно и аккуратно (рис. 1). Начинать упражнение желательно с мягких пород древесины (ореха, груши). Они легче режутся и не крошатся.

Этапы выполнения.

1. Берут ореховый лист фанеры длиною 150—200 мм.

2. На нем чертят карандашом полосы шириной 10 мм.

3. Подкладывают под фанеру деревянную подставку.

4. К крайней прочерченной линии прикладывают деревянную линейку.

5. Легко нажимая на резак, начинают равномерно проводить по линии первую, еще не глубокую прорезь. Пальцы левой руки при этом прижимают одновременно линейку, фанеру и подставку.

6. По образовавшемуся надрезу проводят резцом вторично, окончательно разрезая фанеру.

7. Нарезав таким образом 5—6 штапиков, приступают к их скреплению.

Мозаичист с первых же упражнении должен приучить себя резать фанеру точно по линии. Правильно разрезанные штапики должны плотно прилегать друг к другу (рис. 2).

Рис. 2. Последовательность монтажа штапиков.

Упражнение № 3. Резание фанеры поперек волокон.

Здесь, так же как и в предыдущем упражнении, необходимо сделать предварительный надрез фанеры, а затем разрезать ее (см. рис. 1, в). При этом упражнении давление, оказываемое на нож, должно быть больше. От этого упражнения пальцы становятся крепче.

Упражнение № 4. Резание фанеры под углом 45° к волокнам.

При выполнении данного упражнения фанера разрезается на штапики под углом 45° к волокнам (см. рис. 1, г). Техника монтажа штапиков та же.

Задание на самостоятельную работу. Выполнить мозаику из готовых квадратиков.

Ими можно украсить шкатулку, пенал (рис. 3 и 4).

Рис. 3. Различные варианты мозаики из квадратиков.

Рис. 4. Мозаика для крышки пенала.

Упражнение № 5. Криволинейное резание (врезание кольца).

Резание фанеры по кривой является более сложным заданием, требующим особой точности и аккуратности. Выполнять упражнение можно как с помощью лобзика, так и с помощью резака. (рис. 5)

Рис. 5. Криволинейное резание (врезание кольца).

Задание на самостоятельную работу. Выполнить орнаменты из кругов колец. (рис. 6)

Рис. 6. Примеры врезания круга и кольца.


Новое в образовании:

Особенности внимания младших школьников в психолого-педагогической литературе
Проблема внимания является одной из старейших психологических проблем. Внимание – важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее и ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниманию. Внимательность необходим ...

Опытно-экспериментальная работа
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута. Цель урок ...

Духовные ценности и их расшифровка
Основные нравственно-этические категории в системе духовных ценностей чеченцев: 1) Адамалла - гуманизм, человечность 2) Ценалла - нравственная чистота 3) Оьздангалла - благородство 4) Къонахалла - кодекс чести человека, главной целью жизни которого является служение народу, стране 5) Гиллакх - куль ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru