Развитие творческих способностей учащихся на примере обучения выполнению мозаичных работ из дерева

Педагогика сегодня » Методические разработки занятий по развитию творческих способностей учащихся посредством обучения декоративно-прикладному творчеству » Развитие творческих способностей учащихся на примере обучения выполнению мозаичных работ из дерева

Приведем алгоритм работы, который необходимо освоить учащимся на первом этапе обучения мозаичным работам из дерева.

Упражнение №1. Резание фанеры произвольное.

Эта первая ступень в освоении техники маркетри рассчитана на спокойное произвольное резание полосок фанеры—штапиков — вдоль волокон (рис. 1).

Рис. 1. Прямолинейное резание.

Упражнение имеет целью научить держать резак с необходимым для вырезывания давлением, т.е. приучить чувствовать материал. После приобретения некоторых навыков переходят к упражнению № 2.

Упражнение № 2. Резание фанеры вдоль волокон.

Вырезая из фанеры элемент мозаики, мозаичист может разрезать материал только по трем направлениям: вдоль волокон, поперек волокон и под углом к волокнам. При этом разрез фанеры идет либо по прямой линии, либо по кривой.

Для начала надо научиться резать фанеру вдоль волокон на простые полоски — штапики. Это упражнение несложное, но выполнять его нужно не спеша, внимательно и аккуратно (рис. 1). Начинать упражнение желательно с мягких пород древесины (ореха, груши). Они легче режутся и не крошатся.

Этапы выполнения.

1. Берут ореховый лист фанеры длиною 150—200 мм.

2. На нем чертят карандашом полосы шириной 10 мм.

3. Подкладывают под фанеру деревянную подставку.

4. К крайней прочерченной линии прикладывают деревянную линейку.

5. Легко нажимая на резак, начинают равномерно проводить по линии первую, еще не глубокую прорезь. Пальцы левой руки при этом прижимают одновременно линейку, фанеру и подставку.

6. По образовавшемуся надрезу проводят резцом вторично, окончательно разрезая фанеру.

7. Нарезав таким образом 5—6 штапиков, приступают к их скреплению.

Мозаичист с первых же упражнении должен приучить себя резать фанеру точно по линии. Правильно разрезанные штапики должны плотно прилегать друг к другу (рис. 2).

Рис. 2. Последовательность монтажа штапиков.

Упражнение № 3. Резание фанеры поперек волокон.

Здесь, так же как и в предыдущем упражнении, необходимо сделать предварительный надрез фанеры, а затем разрезать ее (см. рис. 1, в). При этом упражнении давление, оказываемое на нож, должно быть больше. От этого упражнения пальцы становятся крепче.

Упражнение № 4. Резание фанеры под углом 45° к волокнам.

При выполнении данного упражнения фанера разрезается на штапики под углом 45° к волокнам (см. рис. 1, г). Техника монтажа штапиков та же.

Задание на самостоятельную работу. Выполнить мозаику из готовых квадратиков.

Ими можно украсить шкатулку, пенал (рис. 3 и 4).

Рис. 3. Различные варианты мозаики из квадратиков.

Рис. 4. Мозаика для крышки пенала.

Упражнение № 5. Криволинейное резание (врезание кольца).

Резание фанеры по кривой является более сложным заданием, требующим особой точности и аккуратности. Выполнять упражнение можно как с помощью лобзика, так и с помощью резака. (рис. 5)

Рис. 5. Криволинейное резание (врезание кольца).

Задание на самостоятельную работу. Выполнить орнаменты из кругов колец. (рис. 6)

Рис. 6. Примеры врезания круга и кольца.


Новое в образовании:

Психолого-педагогические основы и критерии дифференциального обучения
Дифференциация обучения является в настоящее время одним из ключевых направлений обновления школы. Это определяется той ролью, которую играет дифференциация в реализации многообразия образовательных систем, развития индивидуализации обучения, способностей, познавательной активности школьников, норм ...

Гражданское образование учащихся
В рамках реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года Министерство образования и науки РФ выпустило письмо «О гражданском образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» (15.01.2003 г. №13-51-08/13). В письме отмечается, что «последне ...

Принцип развития, как эволюционно-динамический анализ возникновения дефекта
Целью анализа речевых нарушений является выявление структуры дефекта и научное обоснование направления и содержания исследований речевой патологии в детском возрасте. Принципы анализа речевых нарушений составляют основу их классификации и разработки научно обоснованных путей и методов их предупрежд ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru