Роль речи и общения в формировании навыков пространственной ориентировки и мобильности

Педагогика сегодня » Роль речи и общения в формировании навыков ориентировки и мобильности » Роль речи и общения в формировании навыков пространственной ориентировки и мобильности

Ориентация в пространстве представляет собой процесс определения человеком своего местоположения при помощи, какой - либо системы отсчета.

Пространственное ориентирование незрячего - сложная познавательная деятельность, осуществляемая в процессе взаимодействия различных психических функций. Оно требует от незрячего значительных волевых и физических усилий.

Особую актуальность приобретает сегодня проблема взаимоотношения педагога и обучаемого в процессе обучения.

Основной организационной формой обучения пространственной ориентировке является коррекционное занятие, проводимое учителем и группой детей.

Программа обучения слепых пространственной ориентировке предусматривает обучение правильному толкованию внешних раздражителей, формирование у них правильных предметных и пространственных представлений и выработку правильных приемов и навыков, необходимых для успешных действий в любой обстановке.

Главная задача организованного обучения, определяемая программой, - дать каждому незрячему ученику оптимальный уровень знаний и навыков пространственной ориентации.

Адекватные представления о предметах и местности незрячие формируют с помощью осязательных и слуховых восприятий, а значит через общение педагога и ребенка.

Педагог на занятиях пространственной ориентировки дает не только словесное описание всех действий, но описание незнакомого участка, чтобы ребенок имел более точные представления. Они, как правило, имеют неполные и неточные пространственные и предметные представления.

Для того чтобы обеспечить слепому возможность ориентироваться в любом новом пространстве, преподаватели должны научить учащихся самостоятельно формировать у себя представления о новых объектах и участках пространства путем самостоятельного осязательного и слухового обследования их.

Чем полнее и точнее пространственные и предметные представления, которые ребенок получает через общение не только с педагогом, но и с родителями тем точнее и быстрее ориентируются слепые в любой ситуации.

Слово педагога объясняет, направляет ребенка, служит для него опорой на всех этапах обучения пространственной ориентировки.

Педагог дает словесные инструкции, доступные пониманию ребенка, оказывает помощь ребенку при выполнении каких - либо действий.

Дети с нарушением зрения в большинстве своем неуверенны в своих возможностях, а поэтому и нерешительны в действиях. Поддержка педагогом малейших успехов ребенка поощрительными, приветливыми словами - позволит поддержать у ребенка желание самостоятельно ориентировать в пространстве.

Общение также играет огромную роль в пространственной ориентировки. Если ребенок коммуникативный, то ему легче спросить у прихожих помощи, он не боится общаться и разговаривать с незнакомыми людьми.

Чем больше ребенок общается, тем лучше он развивается, ориентируется в пространстве, у него исчезает боязнь, неуверенность, замкнутость, стеснительности.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что речь и общение играет большую роль в пространственной ориентировке.

Можно сделать вывод, что речь и общение у детей с нарушением зрения имеет свои особенности. С помощью речи и общения дети ориентируются в пространстве, развиваются как личности.

Использование взрослым совместных предметных действий с речевым словесным обозначением как самих предметов, так и действий с ними, с одной стороны, стимулирует соотнесение усвоенных ребенком слов с конкретными предметами окружающего мира, с другой - является условием лучшего познания предметного мира.

Речь слепого выполняет компенсаторную функцию, включаясь в чувственное и опосредованное познание окружающего мира, в процессе становления личности.


Новое в образовании:

Приемы работы над сказкой на разных этапах осознавания младших школьников
Восприятие сказки — сложный процесс активного воссоздания образно-предметного и нравственно-смыслового содержания сказки, как особой литературно-художественной формы, способ освоения ребенком социальной действительности. Восприятие сказки, как и игра, составляет один из наиболее значимых видов деят ...

Современные педагогические теории воспитания и развития ребенка дошкольного возраста
Педагогическая теория рассматривается как система знаний, описывающая и объясняющая строго очерченный круг педагогических явлений. Ее структурными элементами являются идеи (исходные положения), понятия; законы и закономерности, принципы, правила, рекомендации. Педагогические теории подразделяются н ...

Предпосылки развития письменной речи в онтогенезе
Письмо – результат длительной эволюции попыток человека выразить свою мысль не сиюминутно, а продлить ее во времени. В самом начале этого пути человек рисовал то, что хотел сообщить. Затем появились более условные способы: картинка-схема, узелковое письмо, клинопись, иероглифы и, наконец, буквы. Че ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru