Предметно-практическая деятельность в системе обучения глухих детей младшего школьного возраста

Педагогика сегодня » Предметно-практическая деятельность в системе обучения глухих детей младшего школьного возраста

Условия постоянного научно – технического усовершенствования современного мира, изменения происходящие в современной рыночной экономике диктуют жесткие требования к качествам личности человека как сотрудника того или иного трудового коллектива. Процесс трудовой подготовки глухих детей в новых условиях развития нашей страны, требует усвоения большего объема знаний и умений, чем 20 – 30 лет назад. Современный рынок труда требует повышение качества, эффективности трудового воспитания.

Младший школьный возраст является важным этапом, в развитии глухого ребенка, и от того насколько эффективно мы организуем процесс трудового воспитания в младшем школьном возрасте, будет зависеть в целом все обучение и воспитание такого ребенка.

Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью повышения качества, эффективности трудового воспитания глухих детей.

Коррекционная направленность трудового воспитания, реализуемая во всех звеньях системы школьного образования, предполагает равнение на здоровые силы ребенка, обеспечение компенсирующего пути развития. Повседневно в своей педагогической практике сурдопедагоги наблюдают, что предметная - практическая деятельность широко используется глухими детьми младшего школьного возраста, и благодаря ей они развиваются, приобретают многие знания. Этот вид деятельности присущ им в свободное от учебных занятий время в школе, тут они проявляют самостоятельность, активность, творчество. Но лишенные этого вида деятельности на уроке, они оказываются не способными к самостоятельной работе, к проявлению своей инициативы. Предметно – практическая деятельность в наибольшей степени отвечает характеру познавательной деятельности глухих детей младшего школьного возраста. Использование предметно – практической деятельности глухих младших школьников обеспечивает наиболее интересные формы организации занятий по трудовому обучению и воспитанию, занятий соответствующих ведущей деятельности, занятий побуждающих познавательную активность детей.

Теоретическую и практическую значимость мы видим в применении предметно - практической деятельности в качестве инструмента интенсификации педагогического воздействия, направленного на трудовое воспитание глухих младших школьников сурдопедагогами и воспитателями школ для глухих.

Важным направлением в компенсации нарушений слуха и в социальной адаптации к жизни является приобщение людей с нарушениями слуха к труду, предоставление им возможностей для выбора профессии, соответствующей как их склонностям и способностям, так и специфическим особенностям, в этом мы видим социальную значимость квалификационной работы.

В Институте дефектологии под руководством С.А. Зыкова была разработана дидактическая система, в основе которой лежит широкое использование предметно – практической деятельности как специфического средства всестороннего развития глухих детей. При разработке новой дидактической системы сотрудники сектора использовали достижения общей и специальной педагогики, дидактики, психологии.

В деятельности С.А. Зыкова значимой являлась проблема трудового воспитания и трудовой подготовки глухих школьников. Научное решение этих вопросов нашло свое отражение в перестройке структуры школы, ее учебного плана. Были установлены три ступени трудовой подготовки: ручной труд, общетехническая подготовка и профессиональная подготовка как заключительный этап обучения труду. Основной принцип трудовой подготовки заключался в тесном взаимодействии с общим образованием. Тезис, который отстаивал С.А. Зыков, заключался в том, что в обучении глухих школьников отношение между практическими работами и знаниями должны иметь своеобразие, заключающееся в том, что во многих случаях обучение надо начинать с практики. В процессе практической деятельности и на ее основе сообщать детям знания, от конкретных заданий вести к обобщениям, к познанию теории. Эта позиция С.А. Зыкова, как известно, позднее привела к введению в учебный процесс предметно – практическую деятельность, к замене в младших классах уроков ручного труда уроками предметно – практического обучения, которые начали выполнять не только задачи трудового обучения, но и речевого и общего развития.

В работах А.И. Дьячкова, А.П. Гозовой, Л.А. Новоселова и др. установлена тесная связь между трудовым обучением и усвоением учащимися общеобразовательных знаний.

В исследованиях сурдопсихологов Т. В. Розановой, И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф получила дальнейшее обоснование система трудового воспитания и обучения глухих детей, которая основывалась на теоретической концепции Л.С. Выготского.

В 70-е - 90-е годы сурдопедагогами Т.С.Зыковой, Е.Н.Марциновской, Т.В. Нестерович и др. изучались такие аспекты трудового воспитания детей с недостатками слуха как формирование начальных трудовых знаний и умений в условиях предметно-практического обучения.

В данной квалификационной работе приведены разработки примерных уроков по основным видам предметно – практической деятельности разработанные Е. Н. Марциновской, Т.В. Нестерович, Т.С Зыковой. Описаны организационные формы, принятые на этих уроках. Освещены методические приемы проведения работы парами, бригадами, с "маленьким учителем".

Предоставленная система уроков дает лишь общую ориентировку в работе по трудовому обучению и воспитанию, всестороннему развитию глухих детей и создания фундамента для обучения их языку и общеобразовательным предметам, и требует вдумчивого отношения учителя.

Объект исследования: Трудовое воспитание глухих детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: предметно – практическая деятельность глухих детей младшего школьного возраста. Цель работы: изучить и раскрыть роль предметно практической деятельности как средства трудового воспитания глухих детей младшего школьного возраста. В соответствии с целью, объектом, предметом, были поставлены задачи:

1. Провести анализ научной литературы по проблеме изучения трудового воспитания глухих детей младшего школьного возраста.

2. Раскрыть психолого – педагогическую характеристику глухих детей младшего школьного возраста.

3. Показать особенности предметно практической деятельности.

4. Предложить комплекс упражнений эффективно влияющих на предметно – практическую деятельность как средства трудового воспитания.

Гипотеза исследования: мы считаем, что комплекс упражнений, которые мы предлагаем, будет положительно влиять на предметно практическую деятельность как средство трудового воспитания глухих детей младшего школьного возраста. Методы исследования:

1. Теоретический анализ психолого – педагогической литературы.

2. Эмпирический метод.

3. Метод количественного и качественного анализа полученных данных.

4. Метод математической статистики (t – критерий Стьюдента).

Методики исследования:

1. Методика "Перцептивное моделирование".

2. Методика диагностики понятийного мышления.

3. Методика " Графический диктант".

4. Методика "Домик".

База проведения эксперимента школа - интернат № 10 для детей с нарушениями слуха в г. Челябинске.


Новое в образовании:

Повышение познавательной активности на уроках математики посредством дифференцированного подхода в обучении
Природа щедро одарила человеческий род: на Земле никогда не было, нет и не будет двух совершенно одинаковых людей. Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности. В начальной школе индивидуальные различия особенно заметны. Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на ...

Значение межпредметных связей в процессе обучения умственно отсталых школьников
«Межпредметные связи» - новая и важная рубрика для начального курса географии. Наибольший объем материала для нее представляют курсы математики, естествознания, развития речи и чтения, ручного труда, рисования, социально-бытовой ориентации» Для установления межпредметных связей проводится отбор сод ...

Методика изложения теории вероятностей в школе
Различают традиционные и современные методы обучения. Традиционные методы направлены на обучение готовым знаниям, и учебная деятельность учащихся носит репродуктивный характер, и не способствует эффективному развитию. Внешне традиционный метод проявляется в хорошо известной форме, когда учитель изл ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru