Особенности трудового воспитания глухих детей младшего школьного возраста

Педагогика сегодня » Предметно-практическая деятельность в системе обучения глухих детей младшего школьного возраста » Особенности трудового воспитания глухих детей младшего школьного возраста

Страница 1

Психологи указывают на четыре обязательных признака трудовой деятельности:

- сознательное предвосхищение результата, при этом сознание социальной ценности результата выступает у человека как существенный регулятор;

- сознание обязательности достижения социально-фиксированной цели, которое подкрепляется одобрением, например, представителей старших поколений — родителей, членов семьи, учителей, что особенно важно на начальных этапах трудового обучения;

- выбор, применение или создание орудий, средств трудовой деятельности — деятельность будет тем эффективней, чем лучше человек ориентируется в средствах ее осуществления, как внешних, так и внутренних;

- осознание межличностных отношений и зависимостей, складывающихся в трудовой деятельности.

В становлении трудовой деятельности глухих детей младшего школьного возраста выделяются специфические особенности, обусловленные структурой дефекта, возрастными закономерностями развития познавательных процессов и личностных образований.

Для младших глухих школьников характерна ситуативная, недостаточно критичная, завышенная самооценка. Можно предположить, что появление такой самооценки провоцирует узкий круг общения глухих: 6 – 12 человек в группе – классе в условиях интернатого обучения, что создает объективные предпосылки для возможности "выделиться" в какой – либо деятельности.

Обстановка поощрения даже небольших успехов детей в процессе обучения, оберегание их от трудностей также приводит к появлению не всегда адекватной, завышенной самооценки.

Замедленное развитие у глухих детей младшего школьного возраста мыслительных операций, в частности таких, как анализ и синтез, абстракция, обусловливает у них трудности в выделении и осознании цели. В процессе трудовой деятельности они стремятся как можно быстрее получить результат, т.е. достичь цели. Но им не хватает сосредоточенности, умения соотнести образ будущего результата с получаемым продуктом, проанализировать причины трудностей. Иногда глухие дети младшего школьного возраста в стремлении быстро получить результат пренебрегают важными трудовыми операциями. Полученный неудовлетворительный продукт оказывается для них неожиданным, при этом возникает отрицательное эмоциональное состояние, неудовлетворенность, которые при повторных неудачах распространяются на всю трудовую деятельность. У детей с нарушениями слуха часто не наблюдается осознания обязательности достижения поставленной цели. Поэтому для полноценного формирования этих обязательных признаков трудовой деятельности необходимо усиление положительного отношения к труду, создание соответствующей мотивации, заинтересованности в достижении определенных показателей, в стремлении стать хорошим специалистом .

Большие проблемы связаны, особенно на начальных этапах трудовой жизни глухих детей, с осознанием межличностных производственных отношений. Они обусловлены замедленным формированием межличностных отношений и механизмов межличностного восприятия.

У глухих детей младшего школьного возраста недостаточно сформированы оценочные критерии межличностных отношений, они часто допускают крайности в оценке окружающих, с которыми встречаются в рабочей обстановке, недостаточно дифференцируют личные и деловые отношения, руководствуются не столько отношением к себе, сколько своим отношением к другому. Эти ошибки межличностного восприятия часто связаны с неадекватно завышенной самооценкой, которая характерна для них даже в период ранней юности. На межличностные отношения могут отрицательно влиять недифференцированные и неустойчивые трудовые интересы, недостаточно сформировавшиеся личностные качества. Одни и те же личностные качества приобретают либо положительный, либо отрицательный характер в зависимости от отношения к трудовой деятельности, от ее мотивации: в одних случаях эмоциональная возбудимость может привести к бодрости, большей активности в процессе труда; в других, например при неуспехе или неадекватно понятых межличностных отношениях, — к повышенной раздражительности, агрессивности.

Страницы: 1 2 3 4


Новое в образовании:

Творчество как фактор развития
Понятие творчества вообще и детского, в частности, всегда привлекало к себе внимание педагогов, психологов, искусствоведов, философов. Не потеряло оно свою значимость и сегодня, позволяя ставить все новые вопросы перед учеными и находить оптимальные пути для его развития и формирования. Проблеме де ...

Темперная живопись
Под словом tempera (от латинского temperare – соединять) издавна подразумевали всякое связующее вещество, применяемое для приготовления красок. Темперными называют краски, приготовленные на эмульсионных связующих веществах. Каждый вид эмульсии состоит из трех элементов: воды, эмульгирующего веществ ...

Анализ результатов исследования
Было проведено 3 урока в 1 “а” классе по изобразительному искусству с применение ЭВМ. Делая заключение из этих уроков можно сказать, что применение ЭВМ очень эффективно помогает в развитии познавательного процесса младших школьников. Все дети работали очень увлеченно, дисциплина на уроке была отлич ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru