Особенности трудового воспитания глухих детей младшего школьного возраста

Педагогика сегодня » Предметно-практическая деятельность в системе обучения глухих детей младшего школьного возраста » Особенности трудового воспитания глухих детей младшего школьного возраста

Страница 3

Во-первых, обеспечить достаточный уровень умственного развития, высокий уровень развития наглядно-образного и словесно-логического мышления, что даст возможность приобрести достаточную техническую грамотность, позволяющую пользоваться чертежами, схемами, читать соответствующую техническую документацию. От этого в значительной степени зависит самостоятельность человека в трудовой деятельности.

Во-вторых, сформировать у глухих детей политехнические способы действий, т.е. умение планировать собственную деятельность, знание принципов работы различных механизмов и их устройства; знание принципов работы измерительных инструментов и умение ими пользоваться. Формирование политехнических, а не узкопрофильных способов действий позволит быстрее сформировать конкретные навыки, достичь оптимального сочетания внешних и внутренних средств трудовой деятельности и на основе этого — более высокого уровня обобщения.

В-третьих, в процессе трудового обучения необходимо добиваться такой степени сформированности трудовых навыков, которая обеспечит выполнение деятельности со скоростью, принятой на производстве.

В-четвертых, необходимо формировать у глухих детей младшего школьного возраста психологическую готовность к труду.

Труд школьников с нарушениями слуха следует стимулировать оценкой, критерии которой четко задаются педагогом и ориентированы на разные моменты трудового процесса — качество выполненной работы, полученный результат, правильность выполнения трудовых действий и операций, степень самостоятельности, проявления взаимопомощи и т.д. Предпочтительной формой организации труда на всех этапах трудового обучения является бригадная форма — наиболее эффективная в плане как формирования межличностных отношений, так и воспитания .

Таким образом, задачи трудового обучения глухих детей младшего школьного возраста направлены на планомерное формирование всех обязательных признаков полноценной трудовой деятельности.

В школе глухих, в младшем школьном возрасте трудовое обучение и воспитание реализуется на уроках предметно-практического обучения (ППО) и выращивания растений учащихся начальных классов, с подготовительного по 4 класс. Этот этап наиболее существенно отличается от трудового обучения младших школьников во всех типах специальных учебных заведений и общеобразовательной школы. На уроках ППО, строящихся на политехническом принципе, глухие дети овладевают не только умениями лепки, конструирования, моделирования, шитья, склеивания, организации деятельности и т. д., знакомятся с простейшими инструментами, распространенными материалами (бумагой, картоном, тканью, древесиной, пластилином, проволокой), изготавливают практически значимые предметы и объекты, но и учатся выполнять трудовые задания по словесной инструкции и сопровождать выполняемую работу устной речью, интенсивно накапливают, обогащают словарь специальных технических терминов, овладевают навыками планирования деятельности. Основной формой организации предметно-практического обучения является урок, который имеет свою специфическую структуру, включающую основные этапы работы над изделием, в том числе ознакомление с видом и объектом деятельности, планирование деятельности, подготовку материалов и инструментов, изготовление изделия и отчет о работе. Уроки ППО создают политехническую базу для дальнейшего общего и трудового обучения глухих в средних и старших классах.

Формирование политехнических знаний у глухих детей, а не узкопрофильных профессиональных способов действий, позволить, при возможной жизненной необходимости (глобальные социальные кризисы в стране или мире), глухому человеку безболезненно переквалифицироваться в другую профессиональную область. В этом отношении связь общего трудового обучения и специального профессионального образования вполне покрывается старой формулой, которая давно выдвинута психологией и гласит, что каждый должен знать что-нибудь обо всем и все о чем-нибудь. Каждый должен знать что-нибудь обо всем – это значит, что самые элементарные и общие представления о главнейших элементах мирового целого должны лежать в основе трудового воспитания каждого глухого ребенка. Все о чем-нибудь требует от нашего коррекционного образования все решительно знания одной какой-нибудь области, непосредственно связанной с будущей профессией глухих младших школьников.

Страницы: 1 2 3 4


Новое в образовании:

Нейропсихологические, психологические и психолингвистические аспекты развития письменной речи
Письменная речь – одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. Если устная речь выделила человека из животного мира, то письменность следует считать величайшим из всех изобретений, созданных челов ...

Классификация межпредметных связей
Первая классификация межпредметных связей основывалась на временном критерии, предварительные, сопутствующие и последующие (перспективные связи). Практическое осуществление таких связей способствует систематизации знаний, позволяет опираться на ранее пройденный материал по родственным предметам, вы ...

Опыт реализации процесса индивидуализации в деятельности школы №27 г. Кирова
Опытная работа проводилась в 4б классе школы №27 г. Кирова в 2007г. Главной целью опытной работы было проверить влияние некоторых форм и методов индивидуализации на развитие учащихся, используя такие показатели как обученность, познавательный интерес и возможности прохождения некоторых тем математи ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru