Особенности трудового воспитания глухих детей младшего школьного возраста

Педагогика сегодня » Предметно-практическая деятельность в системе обучения глухих детей младшего школьного возраста » Особенности трудового воспитания глухих детей младшего школьного возраста

Страница 3

Во-первых, обеспечить достаточный уровень умственного развития, высокий уровень развития наглядно-образного и словесно-логического мышления, что даст возможность приобрести достаточную техническую грамотность, позволяющую пользоваться чертежами, схемами, читать соответствующую техническую документацию. От этого в значительной степени зависит самостоятельность человека в трудовой деятельности.

Во-вторых, сформировать у глухих детей политехнические способы действий, т.е. умение планировать собственную деятельность, знание принципов работы различных механизмов и их устройства; знание принципов работы измерительных инструментов и умение ими пользоваться. Формирование политехнических, а не узкопрофильных способов действий позволит быстрее сформировать конкретные навыки, достичь оптимального сочетания внешних и внутренних средств трудовой деятельности и на основе этого — более высокого уровня обобщения.

В-третьих, в процессе трудового обучения необходимо добиваться такой степени сформированности трудовых навыков, которая обеспечит выполнение деятельности со скоростью, принятой на производстве.

В-четвертых, необходимо формировать у глухих детей младшего школьного возраста психологическую готовность к труду.

Труд школьников с нарушениями слуха следует стимулировать оценкой, критерии которой четко задаются педагогом и ориентированы на разные моменты трудового процесса — качество выполненной работы, полученный результат, правильность выполнения трудовых действий и операций, степень самостоятельности, проявления взаимопомощи и т.д. Предпочтительной формой организации труда на всех этапах трудового обучения является бригадная форма — наиболее эффективная в плане как формирования межличностных отношений, так и воспитания .

Таким образом, задачи трудового обучения глухих детей младшего школьного возраста направлены на планомерное формирование всех обязательных признаков полноценной трудовой деятельности.

В школе глухих, в младшем школьном возрасте трудовое обучение и воспитание реализуется на уроках предметно-практического обучения (ППО) и выращивания растений учащихся начальных классов, с подготовительного по 4 класс. Этот этап наиболее существенно отличается от трудового обучения младших школьников во всех типах специальных учебных заведений и общеобразовательной школы. На уроках ППО, строящихся на политехническом принципе, глухие дети овладевают не только умениями лепки, конструирования, моделирования, шитья, склеивания, организации деятельности и т. д., знакомятся с простейшими инструментами, распространенными материалами (бумагой, картоном, тканью, древесиной, пластилином, проволокой), изготавливают практически значимые предметы и объекты, но и учатся выполнять трудовые задания по словесной инструкции и сопровождать выполняемую работу устной речью, интенсивно накапливают, обогащают словарь специальных технических терминов, овладевают навыками планирования деятельности. Основной формой организации предметно-практического обучения является урок, который имеет свою специфическую структуру, включающую основные этапы работы над изделием, в том числе ознакомление с видом и объектом деятельности, планирование деятельности, подготовку материалов и инструментов, изготовление изделия и отчет о работе. Уроки ППО создают политехническую базу для дальнейшего общего и трудового обучения глухих в средних и старших классах.

Формирование политехнических знаний у глухих детей, а не узкопрофильных профессиональных способов действий, позволить, при возможной жизненной необходимости (глобальные социальные кризисы в стране или мире), глухому человеку безболезненно переквалифицироваться в другую профессиональную область. В этом отношении связь общего трудового обучения и специального профессионального образования вполне покрывается старой формулой, которая давно выдвинута психологией и гласит, что каждый должен знать что-нибудь обо всем и все о чем-нибудь. Каждый должен знать что-нибудь обо всем – это значит, что самые элементарные и общие представления о главнейших элементах мирового целого должны лежать в основе трудового воспитания каждого глухого ребенка. Все о чем-нибудь требует от нашего коррекционного образования все решительно знания одной какой-нибудь области, непосредственно связанной с будущей профессией глухих младших школьников.

Страницы: 1 2 3 4


Новое в образовании:

Проблемы и принципы обучения межкультурной коммуникации в школе
Теория обучения языку и культуре должна базироваться на концепции диалога культур, разработанной М.М. Бахтиным и В.С. Библером. В психологии установлено, что присутствие в сознании каждого участника общения своего личного багажа, иными словами - своей собственной культуры (индивидуальной картины ми ...

Анализ сформированности коммуникативной компетентности учащихся сельской школы
Исследование проводилось в МОУ СОШ № 10 п. Светлогорск Туруханского района Красноярского края. Исследованием охвачено 27 школьников. Школа расположена в небольшом северном поселке с населением в 900 человек. Из-за низких температур, школу очень часто в зимнее время закрывают на актировки. До ближай ...

Работа с географическими терминами для совершенствования коррекционной работы по речевым недостаткам детей - олигофренов
Развитие речи умственно отсталых учащихся -одна из важнейших задач, которая решается вспомогательной школой в процессе преподавания всех учебных предметов. Столь пристальное внимание к речевому развитию детей не случайно. Работая над исправлением различных нарушений речи, формируя речевые умения и ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru