Изображение предметов известно в искусстве античности и средних веков (особенно богат жанр китайской живописи «цветы-птицы»). Но первым собственно натюрмортом в станковой живописи признается картина венецианца Якопо де Барбари (1504). В 17 веке жанр натюрморт переживает расцвет: фламандские мастера – Франс Снейдерс с монументальным размахом и мощью, Ян Фейт с большей глубиной и тонкостью колорита – запечатлели пышное изобилие даров природы, их красочность и пластичность; испанские натюрмортисты Франсиско Сюрбаран, Хуан Санчес Котан предпочли простоту и величие композиции из немногих обобщенных предметов; особенно богат голландский натюрморт, то скромный по выбору вещей и по колориту (Питер Клаас, Виллем Хеда), то изысканный по тонкой игре цвета и света, по выразительной фактуре предметов (Виллем Калф, Абрам Бейерен), но всегда окутанный воздухом, атмосферой домашнего уюта. Во Франции 18 века Жан Батист Шарден в лаконичных, четко построенных натюрмортах утверждал ценность и достоинство, скрытые в обыденной жизни.
В 19 веке натюрморт приобрел новый смысл, явившись знаменателем для живописцев нескольких поколений, не удовлетворявшихся ролью натюрморта как украшения интерьеров или учебной студии. Во Франции Оноре Домье внес острый социальный смысл в жанр натюрморта; Эдуар Мане придал натюрморту прозрачность, воздушность, ощущение изменчивой красоты мира; натюрморты Поля Сезанна замечательны монументальностью и философской значимостью, конструктивностью и синтетичностью художественного языка, выражением материальности мира, точной лепкой формы цветом; в натюрмортах Винсента Ван Гога экспрессия мазка, символичность ярких цветовых пятен делают предельно красноречивыми говорящие, кричащие вещи. В 20 веке открылись новые неисчерпаемые возможности натюрморта. Кубисты Пабло Пикассо и Жорж Брак во Франции, В.Е.Татлин и Л.С.Попова в России сделали предмет главным объектом художественного эксперимента, рассекая его, раскрывая его многоаспектность и геометрическую структуру. Художников русских объединений «Голубая роза» (П.В. Кузнецов, М.С.Сарьян) и «Бубновый валет» (П.П.Кончаловский, И.И.Машков, А.В.Куприн, Р.Р.Фальк), таких мастеров, как француз Анри Матисс и итальянец Джорджо Моранди, натюрморт привлекал как возможность выразить в окружающих предметах свое понимание мира и собственной личности. В советском искусстве 1930-1950-х гг. натюрморт был отодвинут в тень, но с 1960-х гг. вновь привлек художников возможностью выразить глубоко личное переживание мира и человеческой жизни (Е.А.Малеина, В.Ф. Стожаров, А.Ю.Никич, Н.И.Кормашов).
Новое в образовании:
Значение предметно-практической деятельности в коррекционной системе
обучения детей с нарушением слуха
В 1972 году все школы перешли на новые программы с использованием ППД. К этому времени под руководством С.А. Зыкова были созданы методические пособия, разработки уроков по ППО, велась работа по созданию учебников нового поколения. К настоящему времени собран большой материал по методике и организац ...
Изучение представлений у детей об эмоционально значимых сторонах жизни
школы
Детям предлагают придумать завершение рассказа: «Петя пришел из школы грустный. Мама его спросила: «Почему ты такой грустный?» А Петя отвечает: «Потому что наша учительница Нина Петровна… «Что дальше сказал Петя?» Предлагается такая ситуация с веселым мальчиком, вернувшимся из школы. Ответы детей р ...
Сущность концепции совершенствования технологической подготовки будущих учителей
Концепция высшего педагогического технологического образования, включающая переосмысление как содержательного компонента, так и его структурных частей, предполагает обновление методологических, психолого-педагогических и методических подходов к технологической подготовке, направленных на повышение ...