Характеристика предметно – практической деятельности в условиях предметно – практического обучения школ глухих

Педагогика сегодня » Предметно-практическая деятельность в системе обучения глухих детей младшего школьного возраста » Характеристика предметно – практической деятельности в условиях предметно – практического обучения школ глухих

Страница 1

Содержание работы на уроках предметно – практического обучения определяется учебной программой. В программе прежде всего указаны так называемые житейские понятия, усвоение которых должно подготовить глухих учащихся к трудовому обучению и воспитанию, к обучению общеобразовательным предметам.

Введение в учебный план начальных классов специальных уроков предметно практического обучения создало наиболее благоприятные условия для формирования житейских понятий, не сформированных у глухих детей до начала школьного обучения, в виде четко очерченного программой круга житейских понятий .

На наличие такого круга понятий впервые обратил внимание Л.С. Выготский, назвав их житейскими. По общему признанию психологов, такие понятия составляют опору для формирования научных знаний. Все авторы, касающиеся процесса усвоения понятий, единодушны в том, что понятия невозможно передать в готовом виде, что они усваиваются постепенно и что этот процесс длительный, связанный с овладением другими понятиями, другими знаниями и, более того, с развитием мышления в целом.

Н. А. Менчинская, предостерегая учителей против вербализма в обучении, писала, что если при формировании научного понятия учитель не будет заботиться о том, чтобы создавать для него "точки опоры" в житейских представлениях учащихся, то такое понятие будет попросту ими заучено.

Следует указать следующие группы житейских понятий:

Природоведческие – о растениях (овощи, фрукты, деревья и т. д.), животных (домашние, дикие и т.п.), некоторых объектах неживой природы (равнины, горы, река и ее части и т.д.);

Понятия о городе и деревне, о видах транспорта (городской железнодорожный, речной, воздушный), о труде людей и производстве (инструменты, материалы, отрасли промышленности и сельского хозяйства)

Пространственные – о местоположении (справа, слева, посередине), направлении (направо, налево, вниз, вверх), форме предметов (круг, квадрат, треугольник и т. д.), величине (большой, маленький, длинный, короткий и т.д.);

Количественные, усвоение которых непосредственно готовит учащихся к овладению сложными научными понятиями предметов математического цикла (сколько, несколько, столько же, больше на, меньше на и т. д.);

Относительные – побольше, поменьше, еще больше, самый большой и т.д.;

Временные – о мерах времени (секунда, минута, час, и т. д.), о конкретной наполняемости единиц времени (что можно сделать за минуту, за урок и т. д.), о скорости (медленно, быстро), о продолжительности и последовательности (сначала, потом, затем и т.д.), о смене времен года.

В программе приводится конкретный словарь и фразеология, которыми должны пользоваться учитель и учащиеся на уроках предметно – практического обучения. В словах выражаются те житейские понятия, с которыми знакомятся учащиеся в процессе предметной деятельности, при помощи которых закрепляются результаты практически проведенных операций анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации. Фразеология используется для развития общения учащихся с учителем и друг с другом в процессе коллективной практической деятельности с предметами.

Кроме того, в программе точно указаны объем и последовательность усвоения определенных трудовых умений и навыков с учетом особенностей развития глухих детей. Эти умения и навыки определяются прежде всего теми конкретными видами деятельности, которыми занимаются учащиеся. Так в процессе лепки совершенствуется умение размять пластилин или глину и слепить объект определенного размера и формы; в процессе моделирования из бумаги формируются такие навыки, как обведение сложного контура по шаблону, аккуратное вырезание фигуры по контуру, наклеивание, склеивание, обклеивание и т.п.; при работе с конструкторами учащиеся овладевают навыками обращения с гаечным ключом и отверткой; с тканью – пришивать, пользуясь иглой и наперстком, пуговицы, крючки и т.д.; на учебно – опытном участке – вскапывать и рыхлить землю, делать грядки, высевать семена, полоть всходы, высаживать готовую рассаду и т.д.

На уроках предметно – практического обучения используются следующие организационные формы:

1. Работа учителя с классом

Работа учителя с классом – традиционная форма организации работы при классной системе обучения. При данной форме организации работы учитель является центральной фигурой на уроке, непосредственно организующей и направляющей деятельность учащихся.

2. Работа с "маленьким учителем".

Более широкие возможности для развития общения учащихся между собой открываются в тех случаях, когда урок ведет "маленький учитель". Он становится центральной фигурой на уроке: дает задания, следит за работой учащихся, оценивает их деятельность, принимает от них отчет; а учитель оказывается как бы в стороне. Но совершенно очевидно, что именно учитель руководит и направляет деятельность всех учеников в классе, но уже не непосредственно, а через "маленького учителя".

Страницы: 1 2 3 4 5


Новое в образовании:

Методические рекомендации по развитию зрительной памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Между умственным и речевым развитием ребенка существует тесная взаимосвязь, поэтому коррекционная работа должна оказывать комплексное воздействие на все психические процессы. Среди детей-логопатов нередко встречаются дети с низким уровнем всех видов памяти: зрительной, слуховой, тактильной. В то вр ...

Работа с географическими терминами для совершенствования коррекционной работы по речевым недостаткам детей - олигофренов
Развитие речи умственно отсталых учащихся -одна из важнейших задач, которая решается вспомогательной школой в процессе преподавания всех учебных предметов. Столь пристальное внимание к речевому развитию детей не случайно. Работая над исправлением различных нарушений речи, формируя речевые умения и ...

Анализ результатов экспериментальной работы
После обучающего эксперимента провели повторную констатацию с целью проверки эффективности методов и приемов, использованных нами для развития самостоятельности в мышлении и практической деятельности для обогащения и активизации полученных знаний умственно отсталых учащихся. Ученикам двух шестых кл ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru