Характеристика предметно – практической деятельности в условиях предметно – практического обучения школ глухих

Педагогика сегодня » Предметно-практическая деятельность в системе обучения глухих детей младшего школьного возраста » Характеристика предметно – практической деятельности в условиях предметно – практического обучения школ глухих

Страница 2

3. Работа бригадами.

Большие возможности для активации речевого общения учащихся создаются при работе бригадами. В зависимости от количества учащихся в классе, а также от цели и содержания урока все учащиеся в классе разбиваются на 2 или 3 группы – бригады. Первый раз работу бригадами следует организовать таким образом, чтобы одной бригадой руководил сам учитель, а бригадиры других бригад выполняли свои обязанности, подражая его действиям.

4. Работа парами

Работа парами организуется следующим образом. Учитель объявляет, что на сегодняшнем уроке учащиеся будут работать парами, и спрашивает, кто с кем хочет работать. Обычно учащиеся выражают желание работать в паре с ближайшим соседом справа или слева. Учитель должен одобрить выбор, учитывая при этом силы учеников, объединившихся в пару. Лучше, когда слабый ученик работает в паре с сильным, который ему помогает. Хорошо, если первый раз, когда вводится данная форма организации работы, в паре с одним из учеников работает сам учитель. Остальные пары наблюдают за ними и подражают их действиям.

5. Выполнение индивидуальных заданий

Данная форма организации работы имеет важное значение для развития самостоятельности глухих детей.

Неоднократно отмечалась крайняя неуверенность глухих детей в себе, потребность в постоянной поддержке, помощи или просто одобрении учителя при выполнении заданий, особенно связанных с пониманием словесно речи. Выполнение индивидуальных заданий помогает глухим детям обрести уверенность в себе, воспитать самостоятельность, повышает ответственность за выполненную работу.

Использование на уроках предметно – практического обучения различных организационных форм работы имеет важное значение для развития детской активности, самостоятельности, навыков речевого общения глухих учащихся как с учителем, так и друг с другом. В этом утверждении особенно отчетливо звучит мысль С.А. Зыкова, которую он высказывал в предыдущие годы, о необходимости усилить роль развития глухого ребенка как средства компенсации, заостряя внимание на проблему коллектива как фактора развития неслышащего ребенка.

При определении содержания деятельности были учтены требования к материалу, на котором может развертываться предметно – практическое обучение. Рекомендуемые в программе материалы достаточно легко подвергаются обработке и не требуют больших затрат времени, вполне доступны для школ. Такими материалами являются пластилин, бумага, картон, текстильные и природные материалы (шишки, ореховая скорлупа, желуди, кора дерева листья), а также наиболее распространенные деревянные, пластмассовые, металлические и электрические конструкторы, детский строительный материал. В случае необходимости одни материалы можно заменить другими, например пластилин на глину, грецкие орехи на желуди и т. д. Можно менять также конструкторы и строительные материалы. Однако следует помнить, что и объем и виды работ должны быть аналогичны изложенным в программе.

Объекты деятельности, указанные в программе, подобраны с учетом их практической и общественной значимости, что повышает интерес и ответственность учащихся за выполнение поделок. Некоторые поделки могут быть использованы в качестве наглядных пособий в учебном процессе (макеты "Равнина и горы", Река и сооружения над ней", "Настенный календарь", "Циферблат часов" модели компаса, термометра, флюгера и т. п.) или для игр во внеклассное время (лото "Птицы и насекомые" и др.). Другие поделки специально изготавливаются для поведения школьных праздников (игрушки на елку, маски и шапочки для карнавала и т. д.) или для украшения класса (флажки, фонарики, снежинки, звездочки и т. д.). Изделия могут предназначаться для подарка товарищу, подруге, родителям, учителям (красочная аппликация, закладка для книги, модель самолета и т. д.).

В программе указано общее количество часов, отводимое в каждой четверти для определенного вида деятельности. Это не означает, что школьники должны заниматься сначала только одним видом деятельности, например лепкой, потом исключительно другим, например моделированием из бумаги. Однообразие в работе быстро утомляет детей, а смена одного рода занятий другим наоборот, повышает их интерес и активность. Поэтому учителю следует так спланировать уроки, чтобы занятия различными видами деятельности чередовались между собой.

Структура урока предметно – практического обучения, как и любого другого, определяется содержанием и целями учебной работы. Специфичность и многообразие задач предметно практического обучения, наличие тесных взаимосвязей с другими предметами делают определение темы и особенно целей уроков непростой задачей.

Как говорилось выше, содержание уроков предметно практического обучения определенно в программе, где указаны основные виды деятельности и изделия, рекомендуемые для изготовления. Работа над изделием и составит тему урока предметно - практического обучения. Поэтому, определяя тему урока, учителю следует включать название изделия, которое нужно изготовить, и вид деятельности, в процессе которого это изделие будет сделано. Например, темы уроков могут быть следующими: "Яблоко (лепка)", "Цветы на клумбе (аппликация)", "Зимой в лесу (макетирование)" и т. д.

Страницы: 1 2 3 4 5


Новое в образовании:

Эмоционально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста
В данный период происходит дальнейшее интенсивное развитие психической, физической и личностной организации ребенка. Развиваются внутренние органы, увеличивается мышечная масса, вес мозга, усиливается регулирующая роль коры больших полушарий. Все это создает необходимые условия для психического и л ...

Комплекс упражнений для обучения аудированию
В свете требований коммуникативного подхода обучение осуществляется, главным образом, на материале целого текста и проходит стадии от восприятия и понимания текста до его анализа и работы над языковой формой. Для этого могут быть использованы как аудитивные, так и аудиовизуальные источники. Смыслов ...

Методика обучения основным видам движений
Основные движения – это жизненно необходимые для ребенка движения, которыми он пользуется в процессе своего бытия: ползание, лазание, бросание, метание, ходьба, бег, прыжки. Формирование основных движений – одна из важнейших проблем теории и практики физической культуры. Сопровождая ребенка с ранне ...

Меню сайта

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru