Характеристика предметно – практической деятельности в условиях предметно – практического обучения школ глухих

Педагогика сегодня » Предметно-практическая деятельность в системе обучения глухих детей младшего школьного возраста » Характеристика предметно – практической деятельности в условиях предметно – практического обучения школ глухих

Страница 4

Можно предложить учащимся отгадать, какую поделку они должны изготовить по описанию её назначения.

Отгадывание темы урока можно провести и в процессе беседы.

Познакомится с темой урока можно и путем демонстрации диапозитивов, диафильмов, видеофильмов. Например, перед созданием макетов "Равнина и горы" полезно показать учащимся соответствующие видеоматериал с субтитрами. Некоторые поделки изготавливаются после прочтения рассказа в учебниках "Развитие речи", "Книга для чтения" или на основе специально составленного учителем словесного описания поделки.

Начальный этап урока очень важен для подготовки учащихся к последующим этапам: составлению плана работы, написанию заявки на необходимые материалы и самой работе над поделкой; а использование самых разнообразных приемов и способов работы при ознакомлении с темой урока способствует пробуждению интереса учащихся к предстоящей работе.

2.Составление плана работы над поделкой.

Обучение планированию является одной из общих задач всего процесса обучения в школе для глухих детей. До включения в учебный план уроков предметно – практической деятельности обучение планированию в школе для глухих детей начиналось на уроках чтения и развития речи. Глухих детей обучали составлять план пересказа прочитанного текста и писать планы предложений и сочинений. Поставленные перед необходимостью планирования речевой деятельности в условиях ограниченного развития речи, глухие школьники оказывались в особо трудных условиях.

С введением уроков предметно – практического обучения планирование начинается с предметной деятельности, что создает глухим детям наиболее благоприятные условия для сознательного овладения этим сложным умением. Выполняя практические задания по лепке, аппликационным работам, конструированию и т.д., дети легче "осознают необходимость определенной последовательности действия, а логика самой предметной деятельности помогает составлять план предстоящей работы".

Программой предусмотрено обучение учащихся в строгой последовательности составлять следующие виды планов, названные условно: пооперационный, краткий и сложный.

Пункты пооперационного плана содержат требования к выполнению отдельных действий или операций по изготовлению изделия. Например:

1.Положить шаблон матрешки на бумагу.

2. Обвести карандашом шаблон матрешки.

3. Вырезать матрешку.

4. Наклеить матрешку на лист картона.

Краткий план отражает основные этапы работы над изделием, каждый из которых предполагает, как правило, выполнение нескольких действий или операций. Например, при изготовлении самолета из конструктора пункты краткого плана могут быть такими:

1. Сделать корпус самолета.

2. Сделать крылья самолета.

3. Сделать хвост самолета.

4. Соединить все части самолета.

Каждый пункт краткого плана, отражающий этап в работе над поделкой, предполагает выполнение целого ряда действий или операций.

Сложный план представляет собой по существу соединение краткого плана с пооперационным, где римскими цифрами обозначается последовательность этапов изготовления изделия, а арабскими цифрами – последовательность отдельных действий на определенных этапах работы.

При подготовки глухих школьников к планированию предметной деятельности следует иметь в виду два важных момента. Во – первых, это работа по последовательному выполнению поручений учителя и самостоятельное составление поручений товарищам.

Предметно – практическая деятельность школьников с самого начала поддается четкой и строгой организации, поэтому задания надо давать в определенной последовательности обозначения операций, необходимых для того, чтобы получилось нужное изделие. Работа по выполнению поручений подготавливает учащихся к планированию собственной деятельности.

Во – вторых, это обучение умению отчитываться о выполненной работе. Как писал Л.В Занков: "Словесное описание учеником выполненного действия важно потому, что этим достигается осознанность осуществляемых операций. При этом создаются условия перехода к планированию действий".

3.Подготовка необходимых для работы материалов и инструментов

В подготовительном и и на некоторых уроках в I классе все материалы и инструменты готовит к уроку сам учитель, а учащиеся внимательно рассматривают все, что он приготовил для урока, и по заготовленным материалам и оборудованию пытаются угадать, что они будут делать на уроке. В I классе учащиеся уже начинают составлять заявки на необходимые материалы и инструменты. Заявки составляются письменно по образцу поделки, по рисунку, эскизу, чертежу, по словесному описанию поделки, наконец, по составленному плану изготовления изделия.

Страницы: 1 2 3 4 5


Новое в образовании:

Содержание и условия проведения эксперимента
На основе теоретических положений, выдвинутых в двух первых главах дипломной работы, был поставлен эксперимент на уроках английского языка в 6«л» классе, школы №37 г. Махачкалы. В эксперименте приняли участие 2 языковые группы количеством 7 человек каждая. Задачей эксперимента являлось проверить эф ...

Основные взгляды психологов и педагогов на развитие речи
Многие психологи и педагоги уделяли большое внимание проблеме развития речи. Среди них такой выдающийся психолог как Лев Семенович Выготский. По его мнению, речь является необходимым компонентом любой деятельности, даже детский рисунок он считал своеобразной речью малыша. На основе длительного изуч ...

Спектакль «Аленушка и лиса»
(для театра картинок на фланелеграфе) Для проведения этого спектакля потребуется фланелеграф и картинки с изображением героев в разных ситуациях (см. ниже текст сказки): старик, старуха, Аленушка, подружки в разных видах (см. ниже текст сказки), медведь, волк, лиса; а также декорации: изба, внутрен ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru