Характеристика предметно – практической деятельности в условиях предметно – практического обучения школ глухих

Педагогика сегодня » Предметно-практическая деятельность в системе обучения глухих детей младшего школьного возраста » Характеристика предметно – практической деятельности в условиях предметно – практического обучения школ глухих

Страница 5

4. Изготовление поделки

а) Выполнение поделки по образцу на основе подражания действиям учителя;

б) Выполнение по образцу, рисунку или чертежу на основе речевых инструкций учителя;

в) Выполнение поделки по представлению с предварительным составлением эскиза на основе речевых инструкций;

г) Выполнение поделки на основе речевых инструкций без опоры на наглядный образец поделки;

д) Выполнение поделки по словесному описанию или рассказу;

5. Отчет о выполненной работе

Отчет детей о выполняемой работе проходит несколько этапов развития, т. е. по мере роста запаса слов ученики начинают отчитываться не только о результатах работы в целом, но и о каждой отдельной операции по изготовлению поделки.

6. Оценка работы

В конце урока в обязательном порядке дается оценка выполненной работы. Учитель оценивает не только конечный результат работы на уроке – поделку, но и весь ход работы над ней, т.е. насколько активно ученик принимал участие в составлении плана работы, в подготовке необходимого для работы оборудования, насколько аккуратен и искусен был при непосредственном выполнении поделки.

Принятые на уроках предметно практического обучения организационные формы работы способствуют развитию навыков коллективного труда, что ведет к формированию таких черт характера, как чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности за общее дело и т.д. Воспитание культуры труда способствует развитию аккуратности, прилежного и вдумчивого отношения к труду, формированию эстетического вкуса.

Предметно практическая деятельность создает основу для усвоения трудовых умений и навыков в тесном взаимодействии с общим и речевым развитием, что повышает осознанность этого процесса. Особое значение при этом должно придаваться формированию интеллектуальных компонентов практической деятельности – развитию словесной речи и мышления, а также основных общетрудовых умений интеллектуального характера [30, 310]. К ним относятся умения пользоваться инструкциями; планировать свою работу, разделяя процесс изготовления поделки на ряд последовательных этапов; производить вычисления, измерения; контролировать свою работу и работу товарищей; выявлять причинно – следственные зависимости в процессе деятельности; отчитываться в выполненной работе и оценивать результаты труда – как своего, так и товарища. Формируется такое важное интеллектуальное умение, как планирование своей деятельности. Выполняя практическую работу, дети легче осознают необходимость определенной последовательности действий и составления плана. Обучение планированию практической деятельности, таким образом, подготавливает школьников с нарушениями слуха к планированию речевой и интеллектуальной деятельности. Чем старше становятся школьники, тем меньше удовлетворяет их труд, требующий лишь физического напряжения. Необходимо включать в их трудовую деятельность элементы исследования, привлекать их к творческим поискам. Подобное содержание занятий оказывает на детей огромное личностно - формирующее влияние, развивает их физические и умственные способности, трудовые интересы и склонности.

Предметно практическая деятельность в воспитании детей с нарушениями слуха играет роль фактора, обеспечивающего планомерное развитие мышления от наглядно – образного к понятийному. В процессе практических действий с предметами и на основе формируемой словесной речи глухие школьники овладевают основными мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением, классификацией. Особенность этой работы состоит в том, что она проводится сначала на уровне практического оперирования реальными предметами, их частями, когда мыслительные операции еще не отделены от внешнего предметного действия. Включение речи в процесс практического изготовления предметов помогает формированию обобщений. На следующем этапе развития речи дает возможность заменить некоторые практические действия выполнением их в умственном плане на основе речевых средств. Тем самым усвоенные глухими школьниками слова и выражения сразу же не только включаются в речевое общение, но и выступают в качестве средств мыслительной деятельности .

Страницы: 1 2 3 4 5 


Новое в образовании:

Примерный режим дня для детей, не посещающих детский сад
1 Пробуждение, утренняя зарядка, водные процедуры, умывание 7–8.00 2 Завтрак 8.40 3 Игры и занятия дома 9.10 -10.00 4 Прогулка и игры на свежем воздухе 10.10 5 Обед 12.30–13.20 6 Дневной сон (при открытых фрамуге, окне или на веранде) 13.30–15.30 7 Свободное время для спокойных игр и приготовления ...

Следует ли детям использовать компьютеры в школе
Многие педагоги считают, что да. У некоторых имеются возрождения философского или чисто практического характера. Однако все согласны с тем, что какая-то адаптация школы к компьютерному веку необходима. Общество претерпевает быстрые и фундаментальные перемены в структуре и областях деятельности. Кор ...

Методика диагностики звукопроизношения у детей со стертой дизартрией по Е. Ф. Архиповой
Выше нами были рассмотрены методики диагностики звукопроизношения детей со стертой дизартрией различных авторов. Теперь рассмотрим более подробно методику, Е. Ф. Архиповой, которая предлагает следующую схему обследования: 1) изолированное произнесение; 2) в слогах разной структуры (8 модулей); 3) в ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru