Характеристика предметно – практической деятельности в условиях предметно – практического обучения школ глухих

Педагогика сегодня » Предметно-практическая деятельность в системе обучения глухих детей младшего школьного возраста » Характеристика предметно – практической деятельности в условиях предметно – практического обучения школ глухих

Страница 5

4. Изготовление поделки

а) Выполнение поделки по образцу на основе подражания действиям учителя;

б) Выполнение по образцу, рисунку или чертежу на основе речевых инструкций учителя;

в) Выполнение поделки по представлению с предварительным составлением эскиза на основе речевых инструкций;

г) Выполнение поделки на основе речевых инструкций без опоры на наглядный образец поделки;

д) Выполнение поделки по словесному описанию или рассказу;

5. Отчет о выполненной работе

Отчет детей о выполняемой работе проходит несколько этапов развития, т. е. по мере роста запаса слов ученики начинают отчитываться не только о результатах работы в целом, но и о каждой отдельной операции по изготовлению поделки.

6. Оценка работы

В конце урока в обязательном порядке дается оценка выполненной работы. Учитель оценивает не только конечный результат работы на уроке – поделку, но и весь ход работы над ней, т.е. насколько активно ученик принимал участие в составлении плана работы, в подготовке необходимого для работы оборудования, насколько аккуратен и искусен был при непосредственном выполнении поделки.

Принятые на уроках предметно практического обучения организационные формы работы способствуют развитию навыков коллективного труда, что ведет к формированию таких черт характера, как чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности за общее дело и т.д. Воспитание культуры труда способствует развитию аккуратности, прилежного и вдумчивого отношения к труду, формированию эстетического вкуса.

Предметно практическая деятельность создает основу для усвоения трудовых умений и навыков в тесном взаимодействии с общим и речевым развитием, что повышает осознанность этого процесса. Особое значение при этом должно придаваться формированию интеллектуальных компонентов практической деятельности – развитию словесной речи и мышления, а также основных общетрудовых умений интеллектуального характера [30, 310]. К ним относятся умения пользоваться инструкциями; планировать свою работу, разделяя процесс изготовления поделки на ряд последовательных этапов; производить вычисления, измерения; контролировать свою работу и работу товарищей; выявлять причинно – следственные зависимости в процессе деятельности; отчитываться в выполненной работе и оценивать результаты труда – как своего, так и товарища. Формируется такое важное интеллектуальное умение, как планирование своей деятельности. Выполняя практическую работу, дети легче осознают необходимость определенной последовательности действий и составления плана. Обучение планированию практической деятельности, таким образом, подготавливает школьников с нарушениями слуха к планированию речевой и интеллектуальной деятельности. Чем старше становятся школьники, тем меньше удовлетворяет их труд, требующий лишь физического напряжения. Необходимо включать в их трудовую деятельность элементы исследования, привлекать их к творческим поискам. Подобное содержание занятий оказывает на детей огромное личностно - формирующее влияние, развивает их физические и умственные способности, трудовые интересы и склонности.

Предметно практическая деятельность в воспитании детей с нарушениями слуха играет роль фактора, обеспечивающего планомерное развитие мышления от наглядно – образного к понятийному. В процессе практических действий с предметами и на основе формируемой словесной речи глухие школьники овладевают основными мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением, классификацией. Особенность этой работы состоит в том, что она проводится сначала на уровне практического оперирования реальными предметами, их частями, когда мыслительные операции еще не отделены от внешнего предметного действия. Включение речи в процесс практического изготовления предметов помогает формированию обобщений. На следующем этапе развития речи дает возможность заменить некоторые практические действия выполнением их в умственном плане на основе речевых средств. Тем самым усвоенные глухими школьниками слова и выражения сразу же не только включаются в речевое общение, но и выступают в качестве средств мыслительной деятельности .

Страницы: 1 2 3 4 5 


Новое в образовании:

Подбор учебно-производственных работ
Подбор учебно-производственных работ имеет целью перевод рекомендаций и установок учебной программы производственного обучения (проекта содержания обучения) в собственно содержание процесса обучения. Это определяет и важность, и сложность этого элемента планирования. Сложность в том, что при этом н ...

Особенности методов осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения
Все активнее в жизни школы входят методы организации взаимодействие учащихся друг с другом. Для наиболее полного социального развития ребенка необходима целенаправленная и планомерная работа, которая посильна только педагогу. Формирующим элементом в этих методах выступает диалогическое общение учащ ...

Социально-культурная деятельность ДОЛ как неотъемлемый компонент его социокультурного пространства и фактор развития досуговой культуры подростков
Деятельность человека, в том числе досуговая, всегда реализуется в определенных пространственно-временных рамках и несет в себе соответствующие свойства пространства и времени как всеобщих форм бытия материи. Пространство характеризует протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru