Третья модель «педагог профессионального обучения» интегрирует в себе основные особенности, присущие двум предыдущим моделям. Она сочетает профессиональную направленность подготовки учителей в определенной производственной сфере с изучением основных принципов организации учебного процесса, социализации учащихся и их воспитания. Программы подготовки учителей на основе данной модели реализуются главным образом в учебных заведениях неуниверситетского сектора – Berufspädagogische Institute, Berufspädagogische Akademien (например, в Баварии и других регионах).
Проблемы подготовки учителей труда и технологии активно обсуждаются педагогическим сообществом в Германии. По мнению многих исследователей академизация педагогического образования имеет негативные последствия для сферы профобучения. Так, профессор Бременского университета Ф. Раунер в связи с этим отмечает следующие неблагоприятные тенденции: отсутствие у выпускников интегрированных практических навыков; недостаток реального производственного опыта, который они могут получать только в процессе работы на предприятиях; невысокий уровень компетентности в сфере технологических процессов; несоответствие прикладных знаний, получаемых в учебном заведении, современному уровню развития фундаментальной науки в соответствующих областях; низкий престиж профессии в целом. При этом ни одна из моделей подготовки учителей труда не избежала критики, в том числе и «центристская» по своей сути модель «педагог профессионального обучения». Подготовленные в рамках данной модели учителя, по мнению Ф. Раунера, с одной стороны, имеют слишком мало технических знаний по сравнению с инженерами, а с другой проигрывают учителям общеобразовательных дисциплин по объему подлежащего усвоению педагогического знания.
В настоящее время в стране вырабатываются обновленные подходы к организации подготовки учителей труда и технологии. Не утратила актуальности модель «специалист», которую предлагается модернизировать, усилив ее педагогическую составляющую и сохранив выраженную научно-техническую направленность образования, поскольку современный учитель в условиях интенсивного развития наукоемких технологий должен обладать высоким уровнем знаний в определенной профессиональной сфере.
Главным аргументом оппонентов данной модели является отсутствие в ней конвергенции между абстрактными инженерными дисциплинами и реальной производственной практикой. Этого недостатка, с их точки зрения, лишена модель, которая основана на концепции «профессиональных полей», интегрирующих изучение теоретических дисциплин и их прикладных аспектов с практической деятельностью на конкретном рабочем месте. Базовой идеей данной модели является формирование и развитие трудовых компетенций через создание обучающей среды.
Сторонники междисциплинарного модульного подхода, в свою очередь, видят слабость описанной модели в том, что границы «профессиональных полей» постоянно меняются вследствие влияния четырех мега-тенденций: глобализации, индивидуализации обучения, интеграции информационно-коммуникационных технологий с различными областями знания и интенсивного развития современной науки. В рамках модульного подхода предлагается заменить в учебных планах подготовки учителей труда и технологии фиксированный перечень дисциплин по дополнительной специализации на несколько модулей, которые студенты смогут выбирать самостоятельно. Это позволит, не меняя образовательные программы в целом, сделать их более гибкими и инновационными, комбинировать большее количество профессиональных направлений и готовить специалистов, отвечающих самым современным требованиям.
Следует учитывать также, что переход на двухуровневую модель подготовки учителей в соответствии с болонскими рекомендациями приводит, в том числе, к перераспределению полномочий между университетским и неуниверситетским секторами высшего образования. Совет по науке в 2002 г. своим решением рекомендовал Высшим профессиональным школам (Fachhochschule) осуществить разработку и внедрение двух уровней подготовки специалистов. В результате реализации данного проекта, полагают специалисты, выпускники учебных заведений неуниверситетского сектора при равной квалификации будут иметь преимущество перед выпускниками университетов при трудоустройстве в сфере образования. Это объясняется разнообразием, гибкостью и гораздо большей профессиональной направленностью программ подготовки учителей, предлагаемых высшими профессиональными школами. Об этом же свидетельствуют пилотные проекты (земля Северный Рейн-Вестфалия), в рамках которых Высшие профессиональные школы осуществляют своеобразный аутсорсинг педагогической составляющей университетских программ подготовки учителей.
Новое в образовании:
Применение оборудования в соответствии с санитарными требованиями
Все учебное и производственное оборудование в учебных заведениях устанавливается и закрепляется на фундаментах и основаниях согласно техническим условиям и паспортным данным с соблюдением нормируемых проездов, проходов и зон обслуживания. Допуская не закреплять оборудование устойчивое, которое в пр ...
Исследование влияния межпредметных связей на эффективность процесса
обучения
Экпериментальная работа проводилась в общеобразовательной средней школе № XX г. XXXXXXX. В 5 классе «А» 22 учащихся: 11 мальчиков и 11 девочек. Класс учится по типовой программе. Учитель ОБЖ имеет высшее педагогическое образование, высшую квалификационную категорию. Констатирующий эксперимент. Цель ...
Детские сады
Дошкольное образование во Франции осуществляется в «материнских школах» или в « классах матерей», организованных при начальных школах. «Материнскими школами» французы называют детские сады. Посещение детского сада не обязательно, но большинство детей с 2 до 6 посещают «материнские школы». Детей в д ...