Зарубежный опыт подготовки педагогических работников для осуществления технологического образования молодежи

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Зарубежный опыт подготовки педагогических работников для осуществления технологического образования молодежи

Страница 5

Третья модель «педагог профессионального обучения» интегрирует в себе основные особенности, присущие двум предыдущим моделям. Она сочетает профессиональную направленность подготовки учителей в определенной производственной сфере с изучением основных принципов организации учебного процесса, социализации учащихся и их воспитания. Программы подготовки учителей на основе данной модели реализуются главным образом в учебных заведениях неуниверситетского сектора – Berufspädagogische Institute, Berufspädagogische Akademien (например, в Баварии и других регионах).

Проблемы подготовки учителей труда и технологии активно обсуждаются педагогическим сообществом в Германии. По мнению многих исследователей академизация педагогического образования имеет негативные последствия для сферы профобучения. Так, профессор Бременского университета Ф. Раунер в связи с этим отмечает следующие неблагоприятные тенденции: отсутствие у выпускников интегрированных практических навыков; недостаток реального производственного опыта, который они могут получать только в процессе работы на предприятиях; невысокий уровень компетентности в сфере технологических процессов; несоответствие прикладных знаний, получаемых в учебном заведении, современному уровню развития фундаментальной науки в соответствующих областях; низкий престиж профессии в целом. При этом ни одна из моделей подготовки учителей труда не избежала критики, в том числе и «центристская» по своей сути модель «педагог профессионального обучения». Подготовленные в рамках данной модели учителя, по мнению Ф. Раунера, с одной стороны, имеют слишком мало технических знаний по сравнению с инженерами, а с другой проигрывают учителям общеобразовательных дисциплин по объему подлежащего усвоению педагогического знания.

В настоящее время в стране вырабатываются обновленные подходы к организации подготовки учителей труда и технологии. Не утратила актуальности модель «специалист», которую предлагается модернизировать, усилив ее педагогическую составляющую и сохранив выраженную научно-техническую направленность образования, поскольку современный учитель в условиях интенсивного развития наукоемких технологий должен обладать высоким уровнем знаний в определенной профессиональной сфере.

Главным аргументом оппонентов данной модели является отсутствие в ней конвергенции между абстрактными инженерными дисциплинами и реальной производственной практикой. Этого недостатка, с их точки зрения, лишена модель, которая основана на концепции «профессиональных полей», интегрирующих изучение теоретических дисциплин и их прикладных аспектов с практической деятельностью на конкретном рабочем месте. Базовой идеей данной модели является формирование и развитие трудовых компетенций через создание обучающей среды.

Сторонники междисциплинарного модульного подхода, в свою очередь, видят слабость описанной модели в том, что границы «профессиональных полей» постоянно меняются вследствие влияния четырех мега-тенденций: глобализации, индивидуализации обучения, интеграции информационно-коммуникационных технологий с различными областями знания и интенсивного развития современной науки. В рамках модульного подхода предлагается заменить в учебных планах подготовки учителей труда и технологии фиксированный перечень дисциплин по дополнительной специализации на несколько модулей, которые студенты смогут выбирать самостоятельно. Это позволит, не меняя образовательные программы в целом, сделать их более гибкими и инновационными, комбинировать большее количество профессиональных направлений и готовить специалистов, отвечающих самым современным требованиям.

Следует учитывать также, что переход на двухуровневую модель подготовки учителей в соответствии с болонскими рекомендациями приводит, в том числе, к перераспределению полномочий между университетским и неуниверситетским секторами высшего образования. Совет по науке в 2002 г. своим решением рекомендовал Высшим профессиональным школам (Fachhochschule) осуществить разработку и внедрение двух уровней подготовки специалистов. В результате реализации данного проекта, полагают специалисты, выпускники учебных заведений неуниверситетского сектора при равной квалификации будут иметь преимущество перед выпускниками университетов при трудоустройстве в сфере образования. Это объясняется разнообразием, гибкостью и гораздо большей профессиональной направленностью программ подготовки учителей, предлагаемых высшими профессиональными школами. Об этом же свидетельствуют пилотные проекты (земля Северный Рейн-Вестфалия), в рамках которых Высшие профессиональные школы осуществляют своеобразный аутсорсинг педагогической составляющей университетских программ подготовки учителей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Новое в образовании:

Проектирование путей решения противоречий в межаттестационный период
На первом этапе работы, при сопоставлении реализуемой комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду», под редакцией Васильевой М. А., ГОС НРК Свердловской области было выявлено ряд рассогласований и поставлены следующие задачи: – Создание условий, обеспечивающих нравственное здоровье ...

Уровень сформированности связной речи у детей с ОНР
Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Несмотря на различную природу дефектов, у детей с общим недоразвитием речи ...

Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
творческий педагогический подросток фотовыставка Подростковый возраст занимает важную фазу в общем процессе становления человека как личности, когда в процессе построения нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая на ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru