Моделирование процессов и явлений компетентностного подхода к технологическому образованию учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Моделирование процессов и явлений компетентностного подхода к технологическому образованию учителя

Страница 1

На определенном этапе нашего исследования мы, с одной стороны, должны были абстрагироваться от некоторых конкретных явлений педагогической действительности, а с другой – строить и изучать теоретические модели, максимально соответствующие реальным условиям педагогического процесса. Значение метода моделирования учебного процесса особенно возрастает при быстром изменении его условий (сокращение аудиторных часов, отводимых на изучение дисциплин, введение новых курсов, изменение структуры опытно-экспериментальной базы и т. п.).

Как известно, моделирование – это теоретико-познавательная процедура, осуществляемая на основе абстрактно-логического мышления независимо от того, идет речь об эмпирическом или теоретическом познании. Суть ее заключается в том, что характеристики некоторого объекта воспроизводятся на другом, специально созданном объекте, который называется моделью. Потребность в модели возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, требует слишком длительного времени и т. п.

Нередко моделирование понимается более широко – как метод познавательной и управленческой деятельности, который позволяет адекватно описать и целостно отразить в модельных представлениях сущность, важнейшие качества и компоненты системы, получить информацию о ее прошлом и будущем состоянии и условиях построения, функционирования и развития.

Кроме отмеченных подходов, моделирование рассматривается и как способ познания действительности, который состоит в отображении и воспроизведении изучаемого предмета, явления, процесса при помощи какой-либо системы.

Метод моделирования является общенаучным и применяется для исследования объектов самой разной природы. Это могут быть естественные организмы, предметы, явления, процессы, события реальной действительности – как физической, так и социальной.

Широкое применение находит моделирование и в педагогике. При этом, как указывает В. В. Краевский, насколько разнообразна, неповторима педагогическая действительность, настолько же велико и разнообразие моделей, встречающихся в педагогических исследованиях. Однако, вследствие чрезвычайной сложности педагогической реальности, ни одна модель не может быть адекватна моделируемому феномену и не может полностью воспроизводить изучаемый объект, поэтому при разработке модели необходимо определить, какие элементы, свойства, зависимости могут и должны найти в ней отражение.

В педагогических исследованиях могут использоваться модели описательного, объяснительного или прогностического характера, которые позволяют:

– формализовать проектируемые процессы;

– сделать предположение о взаимосвязях, причинах, влияющих на события;

– включать перечень рекомендаций;

– давать краткое описание или абстрактные математические построения.

С точки зрения воспроизводимых сторон оригинала, выделяются различные виды моделей.

В нашем исследовании мы рассмотрим три их вида – структурную, функциональную и смешанную модели.

Структурные модели имитируют внутреннюю организацию оригинала. Широкое распространение структурных моделей в современной науке объясняется целым рядом обстоятельств.

Как известно, структура – это строение и внутренняя форма организации любой системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами, а также законов данных взаимосвязей. Структура – неотъемлемый атрибут всех реально существующих объектов и систем. В мире не существует тел без структуры, без способности к изменениям. Познание внутренней природы и сущности объекта всегда предполагает раскрытие его структуры. Такая значимость структуры в процессе познания и обусловливает широкое применение структурных моделей.

Страницы: 1 2 3 4 5


Новое в образовании:

Логопедическая работа по развитию лексики дошкольников с общим недоразвитием речи
Формирование речи у детей с её недоразвитием строится с учётом закономерностей развития фразовой речи в норме. Задача заключается не только в том, чтобы научить детей пользоваться определёнными словами и выражениями, но главным образом в том, чтобы вооружить их средствами, позволяющими самостоятель ...

Содержание работы по воспитанию гражданственности на примере города Егорьевска
Согласно поговорке «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», я построила свою работу с дошкольниками в форме путешествий по родному городу. Путешествуя по неизвестным ранее и уже знакомым детям местам, мы любовались красотой города, узнавали много нового о нем, учились беречь и любить свою ма ...

Анализ содержания сказки
Алгоритм анализа содержания сказки можно представить следующим образом: 1. Тема сказки (например, про любовь, про животных, и др.). Отмечается оригинальность или заимствованность сюжета, влияние внешней среды на творчество. 2. Анализ героев и образов. Выделяются главные и вспомогательные. Герои кла ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru