На определенном этапе нашего исследования мы, с одной стороны, должны были абстрагироваться от некоторых конкретных явлений педагогической действительности, а с другой – строить и изучать теоретические модели, максимально соответствующие реальным условиям педагогического процесса. Значение метода моделирования учебного процесса особенно возрастает при быстром изменении его условий (сокращение аудиторных часов, отводимых на изучение дисциплин, введение новых курсов, изменение структуры опытно-экспериментальной базы и т. п.).
Как известно, моделирование – это теоретико-познавательная процедура, осуществляемая на основе абстрактно-логического мышления независимо от того, идет речь об эмпирическом или теоретическом познании. Суть ее заключается в том, что характеристики некоторого объекта воспроизводятся на другом, специально созданном объекте, который называется моделью. Потребность в модели возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, требует слишком длительного времени и т. п.
Нередко моделирование понимается более широко – как метод познавательной и управленческой деятельности, который позволяет адекватно описать и целостно отразить в модельных представлениях сущность, важнейшие качества и компоненты системы, получить информацию о ее прошлом и будущем состоянии и условиях построения, функционирования и развития.
Кроме отмеченных подходов, моделирование рассматривается и как способ познания действительности, который состоит в отображении и воспроизведении изучаемого предмета, явления, процесса при помощи какой-либо системы.
Метод моделирования является общенаучным и применяется для исследования объектов самой разной природы. Это могут быть естественные организмы, предметы, явления, процессы, события реальной действительности – как физической, так и социальной.
Широкое применение находит моделирование и в педагогике. При этом, как указывает В. В. Краевский, насколько разнообразна, неповторима педагогическая действительность, настолько же велико и разнообразие моделей, встречающихся в педагогических исследованиях. Однако, вследствие чрезвычайной сложности педагогической реальности, ни одна модель не может быть адекватна моделируемому феномену и не может полностью воспроизводить изучаемый объект, поэтому при разработке модели необходимо определить, какие элементы, свойства, зависимости могут и должны найти в ней отражение.
В педагогических исследованиях могут использоваться модели описательного, объяснительного или прогностического характера, которые позволяют:
– формализовать проектируемые процессы;
– сделать предположение о взаимосвязях, причинах, влияющих на события;
– включать перечень рекомендаций;
– давать краткое описание или абстрактные математические построения.
С точки зрения воспроизводимых сторон оригинала, выделяются различные виды моделей.
В нашем исследовании мы рассмотрим три их вида – структурную, функциональную и смешанную модели.
Структурные модели имитируют внутреннюю организацию оригинала. Широкое распространение структурных моделей в современной науке объясняется целым рядом обстоятельств.
Как известно, структура – это строение и внутренняя форма организации любой системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами, а также законов данных взаимосвязей. Структура – неотъемлемый атрибут всех реально существующих объектов и систем. В мире не существует тел без структуры, без способности к изменениям. Познание внутренней природы и сущности объекта всегда предполагает раскрытие его структуры. Такая значимость структуры в процессе познания и обусловливает широкое применение структурных моделей.
Новое в образовании:
Организация опытно-практической работы по исследованию
влияния сказки на развитие и воспитание нравственных качеств у детей старшего
дошкольного возраста
В результате имеющихся теоретических знаний мы приступили к реализации поставленных задач, чтобы доказать верность выдвинутой гипотезы. Для этого провели опытно-экспериментальную работу, которая проходила на базе ДОУ №56 «Ромашка» с дошкольниками подготовительной группы. Эту работа проводилась в пе ...
Сценарий проведения конкурсной шоу-программы «Ералаш в лагере»
Количество участников: участвуют 6 отрядов. Костюмы, реквизит: каждая команда должна иметь свой «имидж», свое «лицо». Костюмы и реквизит для выступления участники продумывают и изготавливают самостоятельно, но также могут воспользоваться и реквизитом, имеющимся в лагере. костюмы для ведущих. Набор ...
Особенности школьного туризма
В школьном туризме (в противоположность семейному) действуют две стороны – участвующая (школьники) и организующая, содействующая (администрация, учителя школы). По этому признаку школьный туризм занимает промежуточное положение между плановым и самодеятельным туризмом. У школьников и у учителей отн ...