Моделирование процессов и явлений компетентностного подхода к технологическому образованию учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Моделирование процессов и явлений компетентностного подхода к технологическому образованию учителя

Страница 2

Важнейшей гносеологической особенностью структурных моделей является их меньшая «привязанность» к оригиналу. Это создает возможность построения моделей самых различных уровней абстрактности и обобщенности и, соответственно, различных диапазонов применимости. Меньшая «привязанность» структурной модели к определенному конкретному оригиналу проявляется не только в возможности создания одной структурной модели для самых различных по своему субстрату оригиналов, но также и в возможности создания нескольких структурных моделей для одного и того же оригинала.

Как известно, структуры бывают двух типов:

1) структуры некоторых относительно устойчивых объектов (солнечная система, кристаллы и др.);

2) структуры процессов (производственного процесса, музыкального произведения и др.).

В соответствии с этим на два типа подразделяются и структурные модели:

1) структурные модели «статических» объектов (например, пространственная решетка);

2) структурные модели процессов.

Под функциональной моделью понимается такая модель, которая имитирует способ поведения (функцию) оригинала. Широкое и все более расширяющееся распространение функциональных моделей в научных исследованиях обусловлено прежде всего тем, что функция, способ поведения, является одной из существеннейших характеристик системы. Функция, поведение объекта – это не внешнее проявление сущности, а скорее сторона (и притом важнейшая) самой сущности объекта. Широкое распространение функциональных моделей обусловлено также их меньшей «привязанностью» к конкретному оригиналу.

Однако чаще всего исследователь имеет дело со смешанными моделями. Это обусловлено либо невозможностью использовать одно основание моделирования, совершенно абстрагируясь от других, либо закономерной особенностью моделей, проявляющейся в том, что зависимость между их характером и характером основания моделирования не является однозначной, либо тем, что большинство возникающих в исследовании задач имеют комплексный, многолинейный характер.

Чаще всего при моделировании объединяются структурный и функциональный подходы.

В нашем исследовании моделирование в значительной степени имело проектировочный характер, поскольку, несмотря на то, что компетенции и компетентности формируются, однако этот процесс, достаточно длительный в силу множества объективных причин, еще далек от завершения.

При этом, проводя исследование, мы понимаем его условность и ограниченность, так как анализ и синтез могут быть беспредельны, как беспределен и сам процесс познания, тем более, когда речь идет о таких сложных и многомерных явлениях, как образование.

В то же время выбранная нами методологическая концепция согласуется с системным познанием мира, поскольку мы рассматриваем наш объект как ограниченное множество, определяем его состав и структуру, организацию частей системы, анализируем тенденции развития системы и ее механизмы управления, определяем место нашей системы среди других, в первую очередь, образовательных систем и ее связи с ними.

Широкое внедрение в учебный процесс вычислительной техники открывает новые возможности моделирования. С помощью числовых и образных моделей, создаваемых на компьютере, можно проанализировать все этапы процесса обучения. Для сведения к минимуму его недостатков необходимо оптимальное сочетание методов компьютерного моделирования с традиционными методами.

При проектировании модели профессиональной компетентности учителя технологии были использованы подходы И. А. Зимней , позволяющие рассматривать ее как структурный элемент, входящий в единую социально-профессиональную компетентность, представляющую «многомерную, многоуровневую конструкцию, которая состоит из четырех разнопорядковых блоков: два базовых, исходных предпосылочных – интеллектуально-обеспечивающий и личностный; два собственно компетентностных – социальный и профессиональный». Социальные и профессиональные компетентности, формируемые на базе первых двух, представляют собой единство, характеризующее предметно-социальный план профессиональной деятельности, представленные А. А. Вербицким в контекстной теории профессионального образования .

Страницы: 1 2 3 4 5


Новое в образовании:

Совместная работа школы и семьи по воспитанию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста
Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения ...

Социально-культурная деятельность ДОЛ как неотъемлемый компонент его социокультурного пространства и фактор развития досуговой культуры подростков
Деятельность человека, в том числе досуговая, всегда реализуется в определенных пространственно-временных рамках и несет в себе соответствующие свойства пространства и времени как всеобщих форм бытия материи. Пространство характеризует протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие ...

Принцип систематичности и последовательности
Впервые этот принцип, как и многие другие, был применен Я.А. Коменским, считавшим, что, как и в природе, в обучении все должно быть взаимосвязанным и целесообразным. Эти идеи были позднее развиты К.Д. Ушинским, который отмечал, что «голова, наполненная бессвязными знаниями, похожа на кладовую, где ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru