Особенности усвоения биологического материала учащимися вспомогательной школы

Педагогика сегодня » Состояние знаний о животных учащихся вспомогательной школы » Особенности усвоения биологического материала учащимися вспомогательной школы

Страница 1

Учение о живой природе является частью человеческой культуры. Значительна роль биологии в формировании мировоззрения, в осознании человеком своей роли в окружающем мире. Изучение биологии формирует научное мышление каждого человека и помогает в познании окружающего мира. Развитие биологии обусловлено как интересами практики, так и потребностями всего общества (проблемы медицины, задачи сельскохозяйственного воспроизводства и т.д.).

Известно, какое большое место в развивающем воздействии на личность воспитуемого отводили и отводят естествознанию ученые, педагоги и методисты прошлого и настоящего. Д.И. Писарев отмечал, что знания о природе полностью отвечают природным потребностям детского ума, удовлетворяют первые проблески их пытливости, что изучение природы развивает логичность в мышлении, речь детей, тренирует ум, содействует наглядному и практическому усвоению логических понятий.

На плодотворное влияние изучения естествознания указывали выдающиеся советские деятели и педагоги М.И. Калинин, Н.К. Крупская, известные методисты-биологи А.Я. Герд, М.Н. Скаткин, Н.М. Верзилин, К.П. Ягодовский, Л.А. Исаенко.

О неограниченных возможностях использования естествознания в коррекционных целях говорили в своих работах ученые-дефектологи А.Н. Граборов, Г.М. Дульнев, И.Г. Еременко, В.Г. Петрова, В.А. Постовская, А.В. Усвайская, Т.Н. Головина, Е.А. Ковалева и другие.

Однако коррекционно-развивающие возможности преподавания естествознания используются далеко не полностью, не учитывается близость содержания этого предмета к жизни и практике, к окружающей ребенка природе .

Учебный процесс представляет собой сложную, многокомпонентную и многовариантную структуру, а вместе с тем целенаправленную и управляемую систему. Совместная и согласованная деятельность учителя и учащихся служит необходимым условием успешного функционирования учебного процесса. Сложные взаимосвязи и взаимоотношения между учителем и учащимися в процессе обучения опосредуются такими компонентами, как содержание учебного предмета, методы и средства обучения.

В зависимости от дидактических целей учебный процесс приобретает разные организационные формы (урок, лабораторное занятие, практическое занятие, экскурсия и др.).

Естествознание дает возможность вовлекать учащихся природоохранную работу, что способствует формированию экологической культуры, необходимой в процессе социальной адаптации в общество выпускников школы.

Но как показывают результаты проверки качества усвоения школьниками знаний о животных, учащиеся проявляют слабый интерес к биологии и, как следствие, недостаточно владеют определенным объемом биологических знаний, не умеют применять их в жизни и на практике.

Основные критерии усвоения естествоведческого материала школьниками с психофизическими особенностями:

- объем формулируемых знаний и их предметная соотнесенность;

- усвоение сущности классификации и умение ее производить;

- раскрытие несложных причинно-следственных связей;

- понимание прикладного назначения усвоенных знаний и их практической направленности.

Известно, что у учащихся, имеющих интеллектуальную недостаточность, восприятие первоначально имеет недифференцированный характер, они затрудняются в выделении главных, существенных признаков объекта.

К наиболее характерным чертам усвоения естествоведческих знаний учащимися вспомогательной школы исследователи (В.Н. Синеев, Л.С. Стожок, 1977; Е.Д. Худенко, 1984; С.С. Кручинина, С.В. Курская, 1987 и др.) относят:

- затруднения в морфологической характеристике биологического объекта, что связано в большинстве случаев с недостаточным осмыслением и усвоением биологической терминологии;

- учащиеся не дают полного описания, опускают органы, не поддающиеся чувственному восприятию, нарушают последовательность описания;

- бедность представлений школьников о трудноподдающихся чувственному восприятию органов растений, животных и человека;

Страницы: 1 2


Новое в образовании:

Методика идентификации детей с родителями
Посредством данной методики диагностируются компетентность и престижность родителей в восприятии детей, и особенности эмоциональных отношений с родителями. Ребенку задают следующий набор вопросов. Если бы ты участвовал в игре "Семья", то кого бы стал изображать, кем бы в ней стал - мамой, ...

Цель: изучить влияние Интернета на развитие личности
Объект: студенты Кировского Областного Колледжа Культуры групп 1 ИМ (инструментальное творчество, звукооформительское творчество в количестве 18 человек), 1 СБ (отделение академического и народного хора, фото-видео творчество в количестве 17 человек). Метод исследования: открытое анкетирование, так ...

Родительские собрания
Считается универсальной формой работы, так как присутствие на нем всех или большинства родителей позволяет реализовывать многие из функций взаимодействия учителя и родителей, направленного на развитие личности ребенка, улучшение условий его жизни, а также на самосовершенствование, саморазвитие как ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru