Для того чтобы правильно научить детей владеть правилами орфографии и закрепить умения видеть орфограмму, правильно определить ее на слух, а затем записать ее, необходим автоматизированный навык. Этот навык достигается длительными упражнениями, которые направлены на: а) развитие орфографической зоркости; б) овладение операциями, обеспечивающими применение правила; в) установление связи между частными операциями, т.е. включение их в единую систему действий; г) уточнение для учащихся сущности и формулировки правила.
Только в ходе применения правила, т.е. в деятельности, происходит более углубленное усвоение его содержания, т.к. обобщение, отраженное в правиле, переносится на все более широкий конкретный материал.
В традиционной методике выделяются следующие группы орфографических упражнений:1) грамматико-орфографический разбор;2) списывание; 3) диктанты; 4) лексико-орфографические упражнения; 5) изложения.
Указанные группы орфографических упражнений не имеют единого основания классификации: первая и четвертая группы учитывают связь орфографии с грамматикой и лексикой, вторая и третья группы - фактор, определяющий деятельность учащихся (зрение и моторика - при списывании, слух - при диктантах).
В школьной практике орфографические упражнения одновременно характеризуются с двух сторон: а) по форме выполнения (диктант, списывание, творческая работа), б) по характеру решаемой задачи: орфографическое упражнение или комплексного типа.
Списывание – это передача в письменной форме зрительно воспринимаемого слова, предложения, текста.
Так, детей учат списывать в соответствии с правилами каллиграфии и орфографии, аккуратно, без исправлений, не допуская пропусков и перестановки букв, правильно употребляя знаки препинания. Умение списывать у детей с дисграфией вырабатывается с большими затруднениями и требует специальных упражнений. Чтобы овладеть этим навыком, дети с дисграфией учатся соблюдать следующий порядок работы:
прочитать слово и осмыслить его;
еще раз прочитать слово и проговорить его по слогам;
записать слово, проговаривая его по слогам с несколько утрированным артикулированием каждого звука и соотнесением звука с буквой;
проверить написанное с записью на доске или в книге.
В качестве материала для списывания могут выступать отдельные слова, предложения, небольшие тексты.
Списывание помогает отработать применение орфографического правила.
Диктант – вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.
Виды диктантов:
Предупредительный диктант используется в целях отработки приемов применения правила и направлен, в частности, на овладение учащимися алгоритмов действий. Перед записью текста или в процессе записи учащиеся объясняют, как напишут слово и почему.
Объяснительный диктант включает доказательство написания орфограммы после записи предложения или текста в целом. Данный вид диктанта представляет своего рода коллективную проверку написанного, развивает внимание учащихся к орфограммам. В процессе записи текста подчеркивают орфограммы, требующие проверки, после записи – контролируют правильность выполнения работы.
Новое в образовании:
История Гимназии №111
Гимназия № 111 - образовательное учреждение со сложившимися традициями, определяющими особенность образовательной и воспитательной деятельности педагогического коллектива. А именно: Первая особенность.111 школа работала весь период Великой Отечественной войны. Вторая особенность. Педагогический кол ...
Логопедическая работа по развитию лексики дошкольников с общим недоразвитием
речи
Формирование речи у детей с её недоразвитием строится с учётом закономерностей развития фразовой речи в норме. Задача заключается не только в том, чтобы научить детей пользоваться определёнными словами и выражениями, но главным образом в том, чтобы вооружить их средствами, позволяющими самостоятель ...
Приемы работы над сказкой на разных этапах осознавания младших школьников
Восприятие сказки — сложный процесс активного воссоздания образно-предметного и нравственно-смыслового содержания сказки, как особой литературно-художественной формы, способ освоения ребенком социальной действительности. Восприятие сказки, как и игра, составляет один из наиболее значимых видов деят ...