Логопедическая работа по развитию лексики дошкольников с общим недоразвитием речи

Педагогика сегодня » Развитие словаря детей дошкольного возраста » Логопедическая работа по развитию лексики дошкольников с общим недоразвитием речи

Страница 1

Формирование речи у детей с её недоразвитием строится с учётом закономерностей развития фразовой речи в норме. Задача заключается не только в том, чтобы научить детей пользоваться определёнными словами и выражениями, но главным образом в том, чтобы вооружить их средствами, позволяющими самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

В программе Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с ОНР» содержание обучения представлено в соответствии с тремя его периодами .

В первый период занятия по развитию лексико-грамматических средств языка логопед проводит два раза в неделю, во второй - три раза, в третьем - четыре.

Содержание коррекционного обучения включает следующие задачи.

В первый период обучения:

- развитие понимания устной речи;

- подготовка к овладению диалогической формой общения;

- практическое усвоение способов словообразования (уменьшительный суффикс существительных и приставки глаголов);

- усвоение сочетаний притяжательных местоимений существительными;

- образование глаголов повелительного наклонения;

- составление простых предложений по вопросам.

Первый период обучения: «Осень», «Овощи и фрукты», «Сад-огород», «Сезонная одежда - обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Птицы, звери, их детеныши».

Во второй период обучения:

- практическое образование относительных прилагательных;

- согласование прилагательных с существительными в роде и числе;

- изменение повелительного наклонения глаголов 3-го лица единственного числа;

- употребление предлогов: в, на, под, из;

- совершенствование навыка ведения диалога.

Второй период: «Зима», «Новогодний праздник», «Семья», «Мебель», «Наш город», «Наша улица», «Профессии», «Транспорт», «Весна», «Сад -огород».

В третий период обучения:

- образование глаголов с помощью приставок;

- образование относительных прилагательных;

- образование притяжательных прилагательных;

- образование прилагательных с помощью ласкательных суффиксов;

- согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;

- употребление предлогов: к, от, с;

- составление разных типов предложений.

Третий период: «Весна», «1 Мая», «Лето», «Сад - огород», «Школа», «Наш дом», «Наша улица», «Наш город», повторение ранее пройденных тем.

В программе Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» приводится планирование фронтальных занятий с детьми шестилетнего возраста по формированию лексико-грамматических средств языка. Помимо программ обучения и воспитания детей с ОНР существуют общеизвестные авторские рекомендации по развитию лексико-грамматических средств языка.

Н.С. Жукова предлагает развивать лексико-грамматические средства языка в соответствии с поэтапным формированием устной речи. В основе лежит обучение дошкольников составлению предложений, виды которых постепенно усложняются.

Это усложнение синтаксической конструкции опирается «на закономерности развития фразовой речи у детей в норме». На каждом этапе проводится логопедическая работа с детьми определенного уровня речевого развития без учета формы нарушения речи (алалия, дизартрия, задержка речевого развития и т.п.) с целью развития понимания обращенной речи и активизации самостоятельного высказывания.

Л.Н. Ефименкова в книге «Формирование речи у дошкольников» предлагает методические приемы по формированию фразовой и связной речи в соответствии с уровнями общего недоразвития речи, дает краткую характеристику речевых процессов детей с различными уровнями развития.

Для детей 1 уровня характерна лепетная речь (и даже она может отсутствовать). У детей, имеющих зачатки речи, активный словарь состоит из лепетных слов, звукоподражаний и общеупотребительных слов. Структура слов нарушена. Пассивный словарь шире.

Страницы: 1 2


Новое в образовании:

Рассмотрение речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития ребенка
Третьим принципом анализа речевых нарушений, выдвинутым Р. Е. Левиной, является связь речи с другими сторонами психического развития ребенка. Как показали работы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия и других ученых, человеческие формы поведения, речь, психические функции и способности не ...

Графы. Применение графов к решению задач
Графы – это рисунки, которые состоят из точек и линий, соединяющих эти точки. Каждая пара точек в графе может быть соединена линиями . Линия указывает на связь между двумя точками . Точки называются вершинами графа , а линии - рёбрами. С какими графами вы встречаетесь повседневной в жизни? (схемы а ...

Коммуникативный подход к обучению восприятию иноязычной речи на слух
Ведущей целью обучения иностранному языку в современной школе выступает коммуникативная компетенция учащихся, одной из составляющих которой является умение воспринимать и понимать на слух иноязычную речь, т.е. аудирование. Достичь данной цели и призван коммуникативный метод обучения . Учебно-методи ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru