Методические основы работы по развитию орфографической зоркости у детей с дисграфией

Педагогика сегодня » Определение оптимальных путей и методов работы по развитию орфографической зоркости у детей с дисграфией » Методические основы работы по развитию орфографической зоркости у детей с дисграфией

Страница 2

Выборочный диктант требует записи не всего текста, диктуемого учителем, а только части, соответствующей заданию. Выборочный диктант развивает орфографическую зоркость, согласованность действий учащихся при работе в коллективе.

Свободный диктант допускает некоторую свободу учащихся в выборе слов при записи диктуемого текста, изменение структуры предложения. Текст диктуется вначале целиком, а затем по частям.

Самодиктант, учащийся запоминает текст, зрительно или на слух воспринятый, и затем пишет его самостоятельно.

Проверочный, или контрольный, диктант ставит целью выяснить уровень владения учащимися только что изученным правилом и ренее отработанным.

Изложение как вид орфографического упражнения характеризуется четко выраженной направленностью на развитие речи учащихся. Проводится на заключительном этапе изучения орфографической темы, когда учащиеся овладели правилом и научились его применять. Правильность применения правила при написании изложений свидетельствует о его усвоении, т.к. условия становятся более сложными по сравнению с диктантом.

Особым видом упражнений можно считать орфографический разбор – вид языкового анализа. Он состоит в обнаружении в тексте орфограмм, в их разъяснении, в указании способов их проверки. Различаются полный орфографический разбор, когда разбору подвергаются все орфограммы, и тематический (выборочный), когда разбору подвергаются орфограммы лишь на определенную тему.

Орфографический разбор выполняется устно, при письменном же выполнении используются графические условные обозначения.

Все изложенные упражнения строятся на основе принципа доступности, т.к. учителю необходимо подбирать материал с учетом возрастных особенностей детей, степени нарушения их письменной речи.

Для развития орфографической зоркости необходимо использовать в работе также упражнения на фонематическое восприятие, или слуховые диктанты, т.к. от умения правильно слышать звуки речи зависит правильное усвоение орфограмм и их использование при письме. Для облегчения запоминания анализируемого слова применяют картинки. При этом звуковые ряды произносятся тихо, громко, вполголоса, быстро, медленно, протяжно, отрывисто.

Примеры слуховых диктантов:

1.Для первого класса.

Клен.

У дома рос клен. На ветки клена сели птицы. Это галки. Сережа дал им крошки хлеба и зерна.

Кот.

У Миши жил кот. Звали кота Рыжик. Хвост у Рыжика пушистый. Мальчик часто играл с котом. Они были друзья.

Идет весна.

Солнце светит ярче. Снег потемнел. Кругом большие лужи. На ветках надулись почки. На лужайках зеленая трава. Журчат быстрые ручьи. Идет весна.

Для второго класса.

Птицы.

Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам холодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зерен. Летом посевам нужна защита. Птицы спасут урожай.

Для третьего класса.

Ночью в лесу.

Ночь. Жители леса спешат на добычу. Волк вышел из чащи и побрел к деревне. Из норы вылезла лисица. В глубине леса собрались зайцы. Кругом тишина. Только легкий ветерок качает вершины сосен. Вот снежный ком упал с еловой ветки. Зайцы испугались и умчались в чащу.

Страницы: 1 2 3 4 5


Новое в образовании:

Принцип сознательности и активности
Одной из важнейших целей обучения является формирование у учащихся правильного отношения к окружающей действительности и соответствующих убеждений. Общеизвестно, что лишь те знания становятся убеждениями человека, которые усвоены сознательно. Однако в процессе обучения учащимся передаются только зн ...

Проведение формирующего эксперимента и анализ его результатов
Как отмечалось выше, формирующий эксперимент проводился нами на той же базе, что и констатирующий: национальный центр развития «Этнос», средняя школа №9, Тюменский центр логопедии и развития речи. В формирующем эксперименте приняли участие 10 детей татарской национальности, обследованных нами на пе ...

Сущность понятий «творчество» и «детское творчество» в современной науке
Проблема развития творческих способностей многогранная и непростая. Сложность заключается, прежде всего, в самой сущности явления. У психологов и дидактов складываются различные точки зрения, как о природе способностей, так и о самом понятии «творчество» применительно к интеллектуальному развитию у ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru