Разработка и применение специальных заданий и задач, направленных на формирование логической культуры младших школьников в процессе обучения информатике

Педагогика сегодня » Формирование логической культуры мышления у младших школьников на уроках информатики » Разработка и применение специальных заданий и задач, направленных на формирование логической культуры младших школьников в процессе обучения информатике

Страница 3

3.2. Установление сходства и различия между признаками предметов.

Запиши общий признак, которым обладают все рисунки.

Общий признак:

4. Задания, направленные на развитие умения обобщать.

4.1. Задания на умение выделять существенные свойства предметов

Упорядочить по убыванию длины предметов (от большего к меньшему).

Признак

+ Порядок:

1………………………………

2………………………………

3………………………………

4………………………………

Упорядочить по возрастанию ног (от меньшего к большему).

1. Стрекоза Признак

2. Страус

3. Гриб Порядок

4.2. Как можно назвать одним словом … (назвать эти фигуры?)

Все предложенные задания, безусловно, направлены на формирование нескольких операций мышления, но ввиду преобладания какого-либо из них упражнения были разбиты на предложенные группы.

Решение задач в начальной школе имеет центральное значение для развития мышления учащихся: через решение задач дети знакомятся с различными сторонами жизни, с зависимостями между изменяющимися величинами; решение задач связано с рассуждениями, с построением цели.

В процессе планомерного обучения решению задач у школьников накапливается опыт, от подражания они переходят к самостоятельным действиям.

В начальных классах широко применяется простая и доступная для младших школьников система заданий для решения задачи.

Процесс решения любой текстовой задачи представляет собой строго определенную последовательность следующих этапов:

– восприятие и осмысление содержания;

– поиск плана решения задачи;

– выполнение плана решения;

– проверка решения;

– творческая работа над решенной задачей.

Познавательная активность, самостоятельность мышления зависят от способности детей ориентироваться в новой ситуации, найти свой подход к новой задаче, желания усвоить не только знания, но и способы их добывания.

Этому способствуют умения вдумчиво читать задачу, суметь представить себе ее содержание, сделать краткую запись различными способами (предметная иллюстрация, рисунок, схема, чертеж), составлять план решения, записать решение, проверить решение, суметь составить обратную задачу и т. д.

Таким образом, развитию логического мышления, познавательной деятельности и активности школьников способствуют все этапы работы над задачей.

Решение задач имеет чрезвычайно важное значение для формирования у детей полноценных математических понятий, усвоения ими теоретических знаний, определяемых программой.

Способы и приемы развития логического мышления на разных этапах решения задач:

На этапе ознакомления с содержанием задачи.

Работа над составной задачей начинается с усвоения ее содержания. Для лучшего его понимания необходимо, чтобы каждый ученик не только услышал ее текст, но и самостоятельно прочитал задачу. Если условие замысловатое, то целесообразно дать учащимся время (1-2 минуты) для самостоятельного обдумывания ее содержания. При чтении задачи нужно научить детей правильно ставить логические ударения. Это важно как для понимания структуры задачи, так и для понимания математических терминов, зависимостей между данными и неизвестными величинами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Новое в образовании:

Творческое развитие подростка в условиях учреждений дополнительного образования
Понятие учреждений дополнительного образования, их цели, задачи и функции. Различия школьного и дополнительного образования Весь мир нуждается в радикальных изменениях, обновлении и обогащении духовной культуры, развитии новых технологий, формировании особого типа личностей, способных по-новому реш ...

Психологические основы анализа урока
Урок - основная форма, важнейшая единица организации школьного обучения. Профессионализм учителя ярчайшим образом может и должен проявиться в первую очередь именно в ходе урока. Важнейшей составляющей учительского профессионализма (как и вообще уровня развития личности) является высокий уровень раз ...

Основные цели и типы домашних заданий, требований к ним
В настоящее время учебные планы невыполнимы без домашних заданий, но без достаточной эффективности самого урока, домашняя работа не имеет образовательной ценности. Привычка к регулярной самостоятельной работе, выполнение заданий различной сложности – вот что относится к целям, которые мы преследуем ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru