Сущность концепции совершенствования технологической подготовки будущих учителей

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Сущность концепции совершенствования технологической подготовки будущих учителей

Страница 9

Констатирующий этап эксперимента позволил выявить распространенную ошибку в деятельности вузов: профессиональное становление сводится к «натаскиванию» будущего учителя на способы деятельности в стандартных ситуациях, на частные проблемы и их решение, практически не ведется работа по выработке умений, входящих в структуру компетенций.

Многочисленные исследования разных видов профессионального труда так или иначе базируются на положении С. Л. Рубинштейна о двух способах жизни и могут быть объединены в две группы: – модель адаптивного поведения; – модель профессионального развития.

Основная цель модели адаптивного поведения заключается в формировании умений человека «вписаться» в окружающую действительность. В модели профессионального развития основной акцент переносится на становление умения «выйти» за пределы непрерывного потока повседневной практики; видеть, осознавать и оценивать различные проблемы, конструктивно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривать любую трудность как стимул к дальнейшему развитию.

Если адаптационная модель формирования профессиональной компетентности ориентирована на сиюминутное реагирование на внешние изменения, то модель становления профессиональной компетентности – на прогнозирование и учет будущих изменений.

Отсюда следует, что ценностно-целевая ориентация разработанной концепции технологической подготовки заключается в содействии становлению интегральных личностных характеристик будущего учителя, которые и выступают как непосредственные показатели становления его технологической компетентности.

В зависимости от сфер функционирования и типа решаемых задач различают теоретическое и практическое педагогическое мышление. Теоретическое педагогическое мышление направлено на открытие новых законов, принципов, правил обучения и воспитания. Практическое же функционирует в процессе деятельности. Его основная задача – преобразование действительности.

Эти идеи развиты А. А. Вербицким, доказавшим необходимость построения профессионального образования как контекстного, а не академического, ориентированного не на передачу готовых знаний, а на обучение находить эти знания и применять их в ситуациях, имитирующих реальные профессиональные ситуации.

Эти положения позволили нам при разработке Концепции исходить из идеи о том, что технологическое мышление учителя должно носить комплексный, теоретико-практический характер.

По свидетельству отечественных исследователей, основное направление обновления парадигмы образования в современном мире заключается в том, чтобы найти пути формирования у будущего специалиста деятельностной позиции в процессе обучения, способствующие становлению опыта целостного системного видения профессиональной деятельности, системного действия в ней, решения новых проблем и задач.

Личностно-ориентированное обучение создает условия для полноценного проявления и, соответственно, развития личностных функций и качеств субъектов образовательного процесса, именно этот подход был положен в основу компетентностной парадигмы технологического образования.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Новое в образовании:

Современные подходы к проблеме моно и политехнизма в сравнении с общетехнической и технологической подготовкой учителя
Существует распространенное мнение, что основной задачей технологического образования уже на школьной скамье является формирование профессиональных навыков. Однако многие исследователи подчеркивают, что в современных условиях технологическое образование нужно рассматривать как процесс и результат у ...

Приемы работы над сказкой на разных этапах осознавания младших школьников
Восприятие сказки — сложный процесс активного воссоздания образно-предметного и нравственно-смыслового содержания сказки, как особой литературно-художественной формы, способ освоения ребенком социальной действительности. Восприятие сказки, как и игра, составляет один из наиболее значимых видов деят ...

Урок «игра-соревнование» «цифиркин спрашивает»
Задачи: расширять кругозор детей; развивать смекалку и логическое мышление. Оборудование: публикации детских газет и журналов. Ход соревнования: Дети делятся на 3 команды и представляют себя и своих капитанов. Ведущий. Вести соревнование будет магистр математических наук профессор Цифиркин. Входит ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru