Глава семьи и авторитетный расклад в чеченской семье

Педагогика сегодня » Особенности воспитания детей в народной педагогике чеченцев » Глава семьи и авторитетный расклад в чеченской семье

Говоря о проблеме гуманистического воспитания методами чеченской народной педагогики, следует отметить необходимость учета этических норм семейного, трудового, физического, духовно-нравственного воспитания, так как в их основе лежат такие принципы, как честность, человеколюбие, терпение, сдержанность, патриотизм, милосердие.

Главой семьи всегда был отец. Чеченская женщина, девушка - особо уважаема, она считалась символом уюта, теплоты и воплощением добра. За убийство одной женщины, убивали двух мужчин, это трактовали так: она могла быть матерью еще одного человека. Замужние и незамужние женщины одевались по-разному, по внешности можно было определить, куда идет женщина и замужем она или нет. Так, например, незамужние одевали белое платье, замужние-красное. На вечеринку шли особенно красивыми, у каждой девушки имелись несколько платьев: одно - дома носить, другое - на особые случаи, и третье для свадьбы.

Парня чеченцы воспитывают так: «У тебя должен быть «яхь» то есть гордость, ни в коем случае ты не должен быть хуже своих товарищей. Не давай в обиду слабого, кто бы он ни был, и сам не обижай. Ты должен жить так, чтоб нам за тебя не было стыдно. Для молодого человека, воспитанного в национальной среде в соответствии с нормами вайнахской этики, подобное наставление - не пустые слова.

Дружеские взаимоотношения, взаимопомощь и взаимовыручка являлись фундаментальными социально-нравственными ценностями. Они диктовались самой жизнью. А она говорила горцу: помоги односельчанину, сородичу, когда надо, он оплатит тебе тем же. Отдельный человек не мыслил себя вне рода, фамилии. Последние в свою очередь, не мыслили себя вне сельской общины, родного аула. Все это укрепляет систему: человек – семья – род - тайп, сельская община. Включенный в систему этих отношений человек, обязан поддерживать авторитет своего рода, фамилии, аула, где бы он ни находился.

Трудовым воспитанием девочки в чеченской семье занималась мать. Мать приучала девочек к работе, старанию, добросовестности, усердию.

Мальчику-подростку поручалось выполнять все хозяйственные работы. Как и в любом виде воспитания, личный пример в труде - лучший воспитатель.

Народная педагогика чеченцев изобилует множеством примеров отрицательного отношения к тунеядству, праздности, воровству, мошенничеству и т.д.

Народные легенды, притчи, сказки, пословицы и поговорки полны ярких образов, подчеркивающих негативное отношение общества к таким проявлениям.

Поэтому важно при обучении студентов делать акцент на трудолюбие народа, рассказывать им об уважаемых людях, подчеркивать важность честного, созидательного труда.

В формировании нравственных качеств будущих учителей немаловажное значение имеют народная этика, традиции и обычаи.

семейный трудовой нравственный чеченец


Новое в образовании:

Учебная деятельность как ведущий вид деятельности детей младшего школьного возраста
По мнению А.Н. Леонтьева ведущей называется такая деятельность ребенка, которая характеризуется тремя продуктами. Во-первых, это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются новые виды деятельности. Во-вторых, это такая деятельность, в которой формируются или пере ...

Коррекционная работа по трудовому воспитанию в условиях предметно – практической деятельности
В течение месяца один раз в неделю в школе интернате № 10 для детей с нарушениями слуха, в экспериментальной группе глухих детей младшего школьного возраста (обучающихся по программе первого класса школы – глухих) проходили коррекционные занятия по трудовому воспитанию с использованием предметно пр ...

Варианты подходов к формированию индивидуального стиля в классном руководстве
Индивидуальный стиль в классном руководстве понимается как целостная система операций педагогического общения, обеспечивающая эффективное взаимодействие учителя с учащимися и определяемая целями, задачами педагогической деятельности и свойствами различных уровней индивидуальности педагога. Система ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru