Говоря о проблеме гуманистического воспитания методами чеченской народной педагогики, следует отметить необходимость учета этических норм семейного, трудового, физического, духовно-нравственного воспитания, так как в их основе лежат такие принципы, как честность, человеколюбие, терпение, сдержанность, патриотизм, милосердие.
Главой семьи всегда был отец. Чеченская женщина, девушка - особо уважаема, она считалась символом уюта, теплоты и воплощением добра. За убийство одной женщины, убивали двух мужчин, это трактовали так: она могла быть матерью еще одного человека. Замужние и незамужние женщины одевались по-разному, по внешности можно было определить, куда идет женщина и замужем она или нет. Так, например, незамужние одевали белое платье, замужние-красное. На вечеринку шли особенно красивыми, у каждой девушки имелись несколько платьев: одно - дома носить, другое - на особые случаи, и третье для свадьбы.
Парня чеченцы воспитывают так: «У тебя должен быть «яхь» то есть гордость, ни в коем случае ты не должен быть хуже своих товарищей. Не давай в обиду слабого, кто бы он ни был, и сам не обижай. Ты должен жить так, чтоб нам за тебя не было стыдно. Для молодого человека, воспитанного в национальной среде в соответствии с нормами вайнахской этики, подобное наставление - не пустые слова.
Дружеские взаимоотношения, взаимопомощь и взаимовыручка являлись фундаментальными социально-нравственными ценностями. Они диктовались самой жизнью. А она говорила горцу: помоги односельчанину, сородичу, когда надо, он оплатит тебе тем же. Отдельный человек не мыслил себя вне рода, фамилии. Последние в свою очередь, не мыслили себя вне сельской общины, родного аула. Все это укрепляет систему: человек – семья – род - тайп, сельская община. Включенный в систему этих отношений человек, обязан поддерживать авторитет своего рода, фамилии, аула, где бы он ни находился.
Трудовым воспитанием девочки в чеченской семье занималась мать. Мать приучала девочек к работе, старанию, добросовестности, усердию.
Мальчику-подростку поручалось выполнять все хозяйственные работы. Как и в любом виде воспитания, личный пример в труде - лучший воспитатель.
Народная педагогика чеченцев изобилует множеством примеров отрицательного отношения к тунеядству, праздности, воровству, мошенничеству и т.д.
Народные легенды, притчи, сказки, пословицы и поговорки полны ярких образов, подчеркивающих негативное отношение общества к таким проявлениям.
Поэтому важно при обучении студентов делать акцент на трудолюбие народа, рассказывать им об уважаемых людях, подчеркивать важность честного, созидательного труда.
В формировании нравственных качеств будущих учителей немаловажное значение имеют народная этика, традиции и обычаи.
семейный трудовой нравственный чеченец
Новое в образовании:
Социально-психологические особенности детей
Соотношение внешних социальных условий и внутренних условий созревания высших психических функций определяет общее движение развития. Поэтому постараемся рассмотреть социально-психологические особенности детей разных возрастных периодов: 1) 3 – 6 (7) лет: дошкольный возраст. Кризис 3 лет (кризис со ...
Причины первичных речевых нарушений. Характеристика
речи
Речь – это деятельность общения – выражения, воздействия, сообщения – посредством языка, речь – это язык в действии. Речь, и единая с языком, и отличная от него, является единством определенной деятельности – общения — и определенного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие. Точ ...
Профессиональная направленность физического воспитания
Профессиональная направленность физической культуры личности - это основа, объединяющая все остальные ее компоненты. Критериями, по которым можно судить о сформированности физической культуры личности, выступают объективные и субъективные показатели. Опираясь на них, можно выявить существенные свой ...