Глава семьи и авторитетный расклад в чеченской семье

Педагогика сегодня » Особенности воспитания детей в народной педагогике чеченцев » Глава семьи и авторитетный расклад в чеченской семье

Говоря о проблеме гуманистического воспитания методами чеченской народной педагогики, следует отметить необходимость учета этических норм семейного, трудового, физического, духовно-нравственного воспитания, так как в их основе лежат такие принципы, как честность, человеколюбие, терпение, сдержанность, патриотизм, милосердие.

Главой семьи всегда был отец. Чеченская женщина, девушка - особо уважаема, она считалась символом уюта, теплоты и воплощением добра. За убийство одной женщины, убивали двух мужчин, это трактовали так: она могла быть матерью еще одного человека. Замужние и незамужние женщины одевались по-разному, по внешности можно было определить, куда идет женщина и замужем она или нет. Так, например, незамужние одевали белое платье, замужние-красное. На вечеринку шли особенно красивыми, у каждой девушки имелись несколько платьев: одно - дома носить, другое - на особые случаи, и третье для свадьбы.

Парня чеченцы воспитывают так: «У тебя должен быть «яхь» то есть гордость, ни в коем случае ты не должен быть хуже своих товарищей. Не давай в обиду слабого, кто бы он ни был, и сам не обижай. Ты должен жить так, чтоб нам за тебя не было стыдно. Для молодого человека, воспитанного в национальной среде в соответствии с нормами вайнахской этики, подобное наставление - не пустые слова.

Дружеские взаимоотношения, взаимопомощь и взаимовыручка являлись фундаментальными социально-нравственными ценностями. Они диктовались самой жизнью. А она говорила горцу: помоги односельчанину, сородичу, когда надо, он оплатит тебе тем же. Отдельный человек не мыслил себя вне рода, фамилии. Последние в свою очередь, не мыслили себя вне сельской общины, родного аула. Все это укрепляет систему: человек – семья – род - тайп, сельская община. Включенный в систему этих отношений человек, обязан поддерживать авторитет своего рода, фамилии, аула, где бы он ни находился.

Трудовым воспитанием девочки в чеченской семье занималась мать. Мать приучала девочек к работе, старанию, добросовестности, усердию.

Мальчику-подростку поручалось выполнять все хозяйственные работы. Как и в любом виде воспитания, личный пример в труде - лучший воспитатель.

Народная педагогика чеченцев изобилует множеством примеров отрицательного отношения к тунеядству, праздности, воровству, мошенничеству и т.д.

Народные легенды, притчи, сказки, пословицы и поговорки полны ярких образов, подчеркивающих негативное отношение общества к таким проявлениям.

Поэтому важно при обучении студентов делать акцент на трудолюбие народа, рассказывать им об уважаемых людях, подчеркивать важность честного, созидательного труда.

В формировании нравственных качеств будущих учителей немаловажное значение имеют народная этика, традиции и обычаи.

семейный трудовой нравственный чеченец


Новое в образовании:

Спектакль «Аленушка и лиса»
(для театра картинок на фланелеграфе) Для проведения этого спектакля потребуется фланелеграф и картинки с изображением героев в разных ситуациях (см. ниже текст сказки): старик, старуха, Аленушка, подружки в разных видах (см. ниже текст сказки), медведь, волк, лиса; а также декорации: изба, внутрен ...

Способности к изобразительной деятельности
Применительно к изобразительной деятельности важно выделять содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае возможна целенаправленная разработка методики развивающего обучения изобразительной деятельности. Попытка определить содержа ...

Проведение формирующего эксперимента и анализ его результатов
Как отмечалось выше, формирующий эксперимент проводился нами на той же базе, что и констатирующий: национальный центр развития «Этнос», средняя школа №9, Тюменский центр логопедии и развития речи. В формирующем эксперименте приняли участие 10 детей татарской национальности, обследованных нами на пе ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru