Сущность концепции совершенствования технологической подготовки будущих учителей

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Сущность концепции совершенствования технологической подготовки будущих учителей

Страница 5

На каждом уровне знаний возможно решение только определенного ряда педагогических, в т. ч. технологических задач. На уровне элементарных связей осуществляются самые простые мыслительные действия педагога, применяются готовые схемы организации педагогического процесса. На уровне частносистемных связей умственная деятельность приобретает достаточно широкий и глубокий характер, но все же ограниченный какой-либо областью знаний (учебных, научных, профессиональных). Этим уровнем часто ограничивается процесс формирования знаний у студентов педагогического вуза. Зная предметы в отдельности, они не могут установить связи между ними, не используют в педагогической практике знания по психологии, педагогике, по методике преподавания предмета по технологии. Слабые связи между системами психолого-педагогических, методических и специальных (технологических) знаний являются препятствием к использованию новых, более эффективных методов технологического обучения.

Исследования показывают, что фонд знаний учителя постепенно обогащается вширь (богатство знаний) и вглубь (связи между ними). Чем богаче и разносторонней запас знаний, чем теснее связи между ними, тем эффективнее деятельность учителя.

Профессиональные знания могут выполнять разные функции. Учителю технологии для профессионального становления крайне важно подняться на теоретический уровень осмысления технологических проблем, стать теоретиком и специалистом-практиком высочайшей квалификации.

Анализ содержательного фонда технологического мышления учителя позволил выделить ряд его особенностей: многокомпонентность, разнохарактерность состава знаний; наличие своеобразных, практически направленных синтезов, основанных на объединении компонентов знаний из областей наук, обслуживающих технологическую деятельность, соотнесенных с ее потребностями; необычная подвижность, постоянное обновление и переконструирование компонентов знания в соответствии с ускорением социально-экономичекого развития общества и школы, с решением тех или иных практических задач; наличие специфических и сложных операционных структур и их систем, обусловленных многообразием предметных областей технологического знания.

Содержательный компонент на всех этапах становления технологической компетентности студентов реализуется через различные учебные дисциплины: монопредметы с элементами межпредметных связей различных типов; курсы междисциплинарного характера, интегрированные курсы и др.

Важной концептуальной идеей исследования стало доказательство роли интегративных процессов в технологическом образовании.

При максимальном развитии предметной дифференциации в содержании высшего образования зарождаются и набирают силу интегративные процессы, проявляется объективная необходимость перехода от преобладающей предметной дифференциации к интеграции содержания.

Одна из причин необходимости проведения интеграции в содержании образования является стирание границ между областями научного знания, между науками. Интеграция наук, по мнению философов С. И. Гессена, М. М. Рубинштейна, B. C. Соловьева, Б. Н. Федосеева, наблюдалась в конце XIX-го, на протяжении XX-го в., а в настоящее время, в начале XXI-го в., эта тенденция – одна из самых устойчивых. Интеграция наук возникает и набирает силу под влиянием процессов: социализации, гуманизации, теоретизации, математизации научных знаний и исследований.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Новое в образовании:

Распределение функциональных обязанностей при проведении диагностики
Врач детского сада и приглашенные из поликлиники специалисты узкого профиля оценивают и прогнозируют здоровье детей, разрабатывают рекомендации для воспитателей. Наличие или отсутствие заболеваний у ребенка определяют врачи-специалисты. Функциональное состояние органов и систем выявляются клиническ ...

Периодизация типов отношений родителей и детей в психоистории
Американский психолог Ллойд Демоз считает, что человека следует рассматривать не как хомо экономикус или хомо политикус, а хомо релатенс, т.е. ищущего взаимоотношений, любви больше, чем денег или власти. Теория Ллойда Демоза и других ученных, разделяющих ее, утверждает, что реальным базисом для пон ...

Тематическое планирование курса информатики для X класса
Содержание тематики курса информатики для X класса приводится в таблице 1. Таблица 1 № п/п Тема Количество часов 1 Введение 1 2 Основы логики 7 3 Моделирование и формализация 25 Резерв 1 ВСЕГО 34 Содержание обучения Тема 1. Введение Правила охраны труда в КУВТ. Содержание курса информатики в X клас ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru