Сущность концепции совершенствования технологической подготовки будущих учителей

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Сущность концепции совершенствования технологической подготовки будущих учителей

Страница 2

Прежде, чем переходить к определению содержания технологической подготовки, необходимо установить ее цели и задачи, как они изменились по сравнению с «советским периодом» развития политехнизма. При определении целей и задач технологической подготовки необходимо применение прогностического подхода, что должно позволить с некоторым упреждением учесть тенденции в образовании для внесения необходимых корректив. К настоящему времени в отношении определения целей технологической подготовки единого мнения среди педагогов нет. Это является следствием того, что определенности в целеполагании не было и в советский период, а в настоящее время такие исследования только начинаются и не подвергаются еще широкому обсуждению.

Можно согласиться с целевыми установками политехнического обучения П. И. Ставского на «всестороннее развитие личности» и П. Р. Атутова на развитие «политехнического мышления и качеств личности». Однако, гуманистическая направленность современной педагогики предполагает отказ от трактовки политехнического образования как процесса подготовки студента только в качестве субъекта производительных сил, для нее характерен культурологический подход к процессу обучения. В рамках этого подхода образование рассматривается как процесс культурного наследования, содержание культуры определяется системой способов освоения личностью окружающего мира. Вызывает сомнение и тезис о том, что целью политехнического образования является только изучение «общих научных основ современного производства, овладения его типичными объектами».

Мы считаем, что в процессе технологического обучения передается духовный опыт человечества, прежде всего, через общение с преподавателем, как носителем такого опыта. Сегодня уже нельзя изучать научные принципы современного производства без учета взаимодействия этого производства с человеком и окружающей средой. Следовательно, важной задачей технологического образования на всех уровнях обучения выступает многофакторное, междисциплинарное осмысление проблем соотношения развития техники, технологий, общественных отношений и будущего цивилизации.

В нашей концепции совершенствования технологического образования знания рассматривались как важнейшая составляющая компетентности. Знание является элементом компетентности, если оно выступает в своей деятельностной форме.

Выше изложенное позволяет сделать вывод о том, что цели технологической подготовки нельзя свести только к формированию знаний и умений, их необходимо формулировать в понятиях технологической компетентности.

В процесс технологической подготовки включались следующие компоненты. Во-первых, формирование пропедевтического знания, которое служит основой синтеза субъективно нового – технологического знания. При этом учитывалось отличие формы представления знания в учебном материале от его представления в научном исследовании. Как писал Н. С. Антонов: «Научные дисциплины, изучаемые в вузе, являются дидактически обоснованными учебно-познавательными комплексами научных знаний, практических умений и навыков, относящихся к определенной области наук. Поскольку в этих дисциплинах отражены определенные взаимосвязанные явления объективной действительности, то они не могут быть абсолютно изолированными и в учебном процессе». Учебные дисциплины представляют отдельные отрасли науки со своим языком, понятийным аппаратом, методологией, методикой, предметом исследования. Однако, они должны изучаться взаимосвязано и взаимообусловлено. Установление межпредметных связей рассматривается в концепции условием синтеза субъективно нового знания. При этом был реализован процесс переноса знаний, приемов, методов из одной дисциплины в другую, совмещение их концептуальных полей и синтеза субъективно нового – технологического знания. Субъективно новое знание не сформируется в сознании студента, если изучать учебные предметы невзаимосвязано. Мы разделяем мнение М. Н. Шардакова о том, что «подлинный синтез, как определенная и особая мыслительная деятельность, дает качественно новый результат, некоторое новое знание действительности . Синтез дает нечто новое по отношению к синтезируемому материалу. Но, конечно, степень новизны результата синтеза может быть то более, то менее значительной по сравнению с синтезируемым материалом» .

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Новое в образовании:

Методические основы обучения учащихся прикладным художественным работам
Определение содержания обучения строилось на основе анализа истории, материальной и духовной культуры русского народа с целью практического использования в учебно-воспитательном процессе. При его отборе и построении решались следующие задачи: определение необходимых для обучения и этнокультурного р ...

Техника анализа урока
Директор школы разбирает урок: "Урок мне понравился. Объяснение было увлекательным, интересным, ученики слушали внимательно. Чувствуется хорошая научная подготовка учителя. Отпеты учащихся были неплохие, особенно К. Талантливый парень, привлекал дополнительную литературу. Пожалуй, С. вы занизи ...

Способ демонстрации результата проделанной работы
Презентация результатов работы перед педагогическим коллективом, на заседаниях школьного МО учителей физической культуры, ОБЖ, технологии, искусства, на заседаниях городского МО учителей физической культуры. Форма отчета по проделанной работе Обобщение опыта работы на уровне школы и ГМО Выступления ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru