Сущность концепции совершенствования технологической подготовки будущих учителей

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Сущность концепции совершенствования технологической подготовки будущих учителей

Страница 2

Прежде, чем переходить к определению содержания технологической подготовки, необходимо установить ее цели и задачи, как они изменились по сравнению с «советским периодом» развития политехнизма. При определении целей и задач технологической подготовки необходимо применение прогностического подхода, что должно позволить с некоторым упреждением учесть тенденции в образовании для внесения необходимых корректив. К настоящему времени в отношении определения целей технологической подготовки единого мнения среди педагогов нет. Это является следствием того, что определенности в целеполагании не было и в советский период, а в настоящее время такие исследования только начинаются и не подвергаются еще широкому обсуждению.

Можно согласиться с целевыми установками политехнического обучения П. И. Ставского на «всестороннее развитие личности» и П. Р. Атутова на развитие «политехнического мышления и качеств личности». Однако, гуманистическая направленность современной педагогики предполагает отказ от трактовки политехнического образования как процесса подготовки студента только в качестве субъекта производительных сил, для нее характерен культурологический подход к процессу обучения. В рамках этого подхода образование рассматривается как процесс культурного наследования, содержание культуры определяется системой способов освоения личностью окружающего мира. Вызывает сомнение и тезис о том, что целью политехнического образования является только изучение «общих научных основ современного производства, овладения его типичными объектами».

Мы считаем, что в процессе технологического обучения передается духовный опыт человечества, прежде всего, через общение с преподавателем, как носителем такого опыта. Сегодня уже нельзя изучать научные принципы современного производства без учета взаимодействия этого производства с человеком и окружающей средой. Следовательно, важной задачей технологического образования на всех уровнях обучения выступает многофакторное, междисциплинарное осмысление проблем соотношения развития техники, технологий, общественных отношений и будущего цивилизации.

В нашей концепции совершенствования технологического образования знания рассматривались как важнейшая составляющая компетентности. Знание является элементом компетентности, если оно выступает в своей деятельностной форме.

Выше изложенное позволяет сделать вывод о том, что цели технологической подготовки нельзя свести только к формированию знаний и умений, их необходимо формулировать в понятиях технологической компетентности.

В процесс технологической подготовки включались следующие компоненты. Во-первых, формирование пропедевтического знания, которое служит основой синтеза субъективно нового – технологического знания. При этом учитывалось отличие формы представления знания в учебном материале от его представления в научном исследовании. Как писал Н. С. Антонов: «Научные дисциплины, изучаемые в вузе, являются дидактически обоснованными учебно-познавательными комплексами научных знаний, практических умений и навыков, относящихся к определенной области наук. Поскольку в этих дисциплинах отражены определенные взаимосвязанные явления объективной действительности, то они не могут быть абсолютно изолированными и в учебном процессе». Учебные дисциплины представляют отдельные отрасли науки со своим языком, понятийным аппаратом, методологией, методикой, предметом исследования. Однако, они должны изучаться взаимосвязано и взаимообусловлено. Установление межпредметных связей рассматривается в концепции условием синтеза субъективно нового знания. При этом был реализован процесс переноса знаний, приемов, методов из одной дисциплины в другую, совмещение их концептуальных полей и синтеза субъективно нового – технологического знания. Субъективно новое знание не сформируется в сознании студента, если изучать учебные предметы невзаимосвязано. Мы разделяем мнение М. Н. Шардакова о том, что «подлинный синтез, как определенная и особая мыслительная деятельность, дает качественно новый результат, некоторое новое знание действительности . Синтез дает нечто новое по отношению к синтезируемому материалу. Но, конечно, степень новизны результата синтеза может быть то более, то менее значительной по сравнению с синтезируемым материалом» .

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Новое в образовании:

Социализация как процесс становления социальных отношений. Проблемы вхождения ребенка-сироты в систему социальных отношений
Рассматривая особенности социализации детей сирот, необходимо разобраться прежде всего в наиболее общих подходах к этому явлению. Под социализацией понимают процесс становления человека в системе социальных отношений как компонента этой системы, то есть человек становится частью социальной общности ...

Реализация модели личностного ориентированного взаимодействия педагога с детьми
Более 20 лет я, Кузейкина Нина Лионидовна, проработала учителем начальных классов сш. №14. С 1992г. я работала учителем 1 класса при МДО №50. Поэтому проблема преемственности между дополнительным учреждением и школьной мне очень близка. Между школой и МДО оголились некоторые традиции в установлении ...

Изучение представлений у детей об эмоционально значимых сторонах жизни школы
Детям предлагают придумать завершение рассказа: «Петя пришел из школы грустный. Мама его спросила: «Почему ты такой грустный?» А Петя отвечает: «Потому что наша учительница Нина Петровна… «Что дальше сказал Петя?» Предлагается такая ситуация с веселым мальчиком, вернувшимся из школы. Ответы детей р ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru