Сущность концепции совершенствования технологической подготовки будущих учителей

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Сущность концепции совершенствования технологической подготовки будущих учителей

Страница 7

В данном случае интеграционные процессы могут выступать как методологический прием, позволяющий оценить каждый элемент образования в системе других, вычленить обобщенные компоненты, наиболее ценные для процесса технологического обучения, конкретно в нашем исследовании, для формирования компетентности.

Философское определение понятия интеграции формулируется как восстановление, объединение в целое каких-либо частей, элементов или как состояние связанности отдельных дифференцируемых частей в целое, а также как процесс, ведущий к такому состоянию. При этом подчеркиваются следующие сущностные стороны понятия интеграции:

– объединительный процесс, основанный на развитии взаимосвязей между элементами, который направлен на эффективное достижение целей;

– процесс, связанный с формированием целостной системы или укреплением ее единства. То есть, при интеграции элементы образуют системное единство не на основе их функционально-целевого сходства, а по принципу взаимодополняемости их функционирования и развития внутрисистемных связей.

Велик круг профессиональных обязанностей и диапазон действий учителя, входящих в профессиональную компетентность, творческому выполнению которых он должен быть подготовлен системой технологического образования, для чего он должен овладеть системой профессиональных умений.

Характеристика профессиональных умений учителя

Проблеме умений посвящена большая литература. Она развивалась в аспекте исследования трудовой деятельности (общетрудовые умения) – В. Н. Завалишина, Н. Д. Левитов, Е. А. Милерян, К. К. Чебышева и др.; в аспекте исследований управления современной техникой – А. А. Крылов, Б. Ф. Ломов, В. Л. Марищук, Г. В. Суходольский и др.; в аспекте исследований проблемы обучения (интеллектуальные умения) – Б. Г. Ананьев, Д. Н. Богословский, П. Я. Гальперин, В. И. Зыкова, Е. Н. Кабанова-Меллер, А. Г. Ковалев, Г. С. Костюк, А. В. Крутецкий, Ю. Н. Кулюткин, А. Н. Леонтьев, Н. А. Менчинская, В. Н. Мясищев, А. М. Матюшкин, С. Л. Рубинштейн, Ю. А. Самарин, К. А. Славская, Н. Ф. Талызина, Т. Н. Шеверев и др.; в аспекте исследования педагогической деятельности (педагогические умения) – Н. В. Кузьмина, О. А. Абдуллина, Ю. И. Бабанский, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин, А. И. Щербаков, Л. И. Уманский и др.

Умения систематизируют технологические знания, интегрируя, устраняя раздробленность, строя логические структуры. Они актуализируют прагматическую часть знаний, подлежащую использованию.

Психологи понятие «умения» определяют следующим образом: а) «умение» отождествляется с понятием «действие» (Г. А. Рудик, Б. М. Теплов); б) понятие «умение» связывается с приобретенными способностями (Н. В. Кузьмина); в) «умение» сводится к готовности человека к деятельности (Г. С. Костюк); г) понятие «умение» сводится к системе действий с учетом цели (А. В. Петровский).

Педагоги в своих работах рассматривают умения как: а) практические действия, которые обучаемый может совершить на основе полученных знаний и которые в дальнейшем могут способствовать получению новых знаний; б) практические действия, выполняемые на основе усвоения знаний; в) способность использовать знания в теоретической и практической деятельности; г) научную категорию, которая входит в более широкую категорию деятельности и может рассматриваться вне связи с ней; опыт осуществления деятельности.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Новое в образовании:

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru