Активизация личностных функций обеспечивается таким содержанием технологического образования, которое способно поколебать целостность личностного мировосприятия, иерархию смыслов, статус. Переживание как способ существования личностного технологического опыта предполагает и адекватные ему субъективные формы учебного взаимодействия: общение – диалог, игровое мыследействие, рефлексию, смыслотворчество. Учебная технологическая задача решается на личностном уровне, когда переживается как жизненная проблема, что, в свою очередь, мобилизует и решает мощные структуры интеллекта.
Однако, и содержание педагогического образования, и способы его задания, и формы функционирования в реальном учебном процессе в том виде, как они существуют сегодня, мало соответствуют механизмам личностного развития будущего учителя. Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, при котором личность обучаемого, его самобытность, самоценность, субъективный опыт каждого студента сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Данный подход был раскрыт нами применительно к технологическому образованию будущего учителя.
Идея личностно-развивающей направленности технологического образования, предлагаемая в Концепции его совершенствования, характеризуется следующими основными чертами: а) формированием у будущих учителей адекватного представления о себе, своих реальных и потенциальных возможностях и способностях в технологической сфере, в т. ч. технологической деятельности; б) наиболее полным раскрытием индивидуальных особенностей студентов как будущих учителей технологии в процессе образования; в) признанием каждого обучаемого в качестве самостоятельного и активного субъекта трудовой деятельности и образования; г) формированием и развитием у студентов специфических технологически ориентированных профессиональных свойств и качеств; д) обучением будущих учителей социотехнологическим знаниям, умениям изучения, формирования и технологического развития личности и социотехнологического самосовершенствования; е) формированием у обучаемых умений оптимально использовать особенности и возможности своей личности в будущей профессиональной деятельности по технологическому обучению школьников.
Деятельностная детерминированность технологического образования, идея которой также выступила методологической основой Концепции, предполагает: а) изучение студентами сущности, содержания, особенностей профессиональной деятельности учителя вообще и, в частности, выпускников технологических факультетов – учителей технологии; б) внедрение технологической составляющей в преподавание и изучение всех учебных дисциплин, предусмотренных учебными планами; в) формирование у обучаемых технологической компетентности, использование в обучении и воспитании студентов методов, активизирующих их технологическую деятельность и творческое мышление; г) разработку методики, ориентированной на формирование у студентов компетенций, видов профессиональной деятельности посредством овладения ими технологическими знаниями, навыками и умениями в процессе решения практико-ориентированных задач; д) переориентацию учебно-методической деятельности преподавательского состава с традиционного изложения содержания «своей» учебной дисциплины на внесение конкретного вклада в комплексную и целостную подготовку студентов к профессиональной деятельности в соответствии с квалификационными требованиями к выпускнику технологического факультета педагогического учебного заведения. Внедрение деятельностного начала в процесс технологического образования предполагает осуществление технологической профессионализации будущих педагогических кадров уже в вузе с последующим их самосовершенствованием в школе.
Новое в образовании:
Роль научно-методической деятельности в повышении эффективности процесса
подготовки спортсменов
В условиях острой конкуренции в сфере спорта высших достижений большое значение приобретают научные исследования по определению путей совершенствования системы подготовки спортсменов, охватывающей в единстве спорт высших достижений и спортивные резервы. Наука о спорте направлена на выработку новых ...
Обучение сжатому пересказу в специальной школе V вида
Проблема пересказа волновала и продолжает волновать специалистов в области олигофренопедагогики (М.Ф. Гнездилов, Г.М. Дульнев, Л.А. Одинаева и др.). Все исследователи рассматривали пересказ с позиции его объединения с речевой деятельностью и склонны во мнении, что он способствует развитию и обогаще ...
Роль речи и общения в формировании навыков
пространственной ориентировки и мобильности
Ориентация в пространстве представляет собой процесс определения человеком своего местоположения при помощи, какой - либо системы отсчета. Пространственное ориентирование незрячего - сложная познавательная деятельность, осуществляемая в процессе взаимодействия различных психических функций. Оно тре ...