Анализируя существующие определения данного понятия, разработанные разными авторами, мы пришли к следующему выводу: «условия обучения» – одна из движущих сил учебно-воспитательного процесса, определяющая его характер, отношения с внешним окружением и его субъектами, способ его осуществления, которые являются результатом целенаправленного отбора форм, содержания и средств обучения.
Авторское определение мы берем за основу при характеристике дидактических условий технологического образования в педвузе при разработке системы условий процесса формирования компетенций и технологической компетентности выпускника педагогического университета.
Исходя из основных задач высшей педагогической школы, на основе анализа научно-педагогической литературы и опыта обучения в вузах, в качестве высших факторов воздействия на повышение эффективности технологического образования автором обобщены и исследованы дидактические условия, отвечающие личностно-развивающей направленности и деятельностной детерминированности технологического образования, к которым относятся:
1. Совершенствование цели и содержания обучения.
2. Использование новых методов и приемов обучения, обеспечение новыми средствами обучения.
3. Использование активных методов обучения, чему способствуют постоянно развивающиеся информационные технологии.
4. Создание на занятиях проблемных ситуаций и решение связанных с ними профессиональных задач, что способствует организации самостоятельной поисковой деятельности студентов.
5. Разработка нового и совершенствование существующего дидактического материала и индивидуальных заданий.
6. Периодическое осуществление связи новых видов технологической деятельности с личным опытом студента.
7. Установление межпредметных связей в процессе технологического обучения студентов. Установление межпредметных связей способствует обеспечению целостности процесса обучения.
8. Постоянное пополнение и закрепление знаний студента. Без закрепления знаний информация не перейдет в долговременную память. Необходимо так выстраивать содержание учебных заданий, чтобы их решение опиралось на пропедевтический учебный материал, изучаемый в данной и других дисциплинах.
9. Студентов – будущих учителей технологии необходимо научить правильно и быстро решать задачи, содержание которых описывает типичные производственные технологические ситуации. Система усложняющихся задач позволяет преподавателю постепенно знакомить студентов с новыми достижениями техники и технологий.
10. Осуществление непрерывного контроля за уровнем сформированности технологических знаний и умений студентов, учет и оценка хода и результатов их деятельности. Такой процесс, с одной стороны, создает дополнительную мотивацию для обучающегося, с другой – дает преподавателю оперативные сведения относительно необходимости и содержания корректировки процесса формирования компетенций.
11. Подготовленность преподавателей к осуществлению компетентностного подхода.
12. Готовность студентов к участию в процессе формирования компетенций.
Новое в образовании:
Природа и сущность процесса обучения
Научное обоснование природы и сущности процесса обучения ведет свою историю от Я.А. Коменского, который выдвинул идею природосообразности обучения, т.е. его зависимости и производности от законов природы. Сравнивая человека и животных по способам приспособления, Я.А. Коменский пришел к выводу, что ...
Физические качества и способности. Выносливость
Выносливость выражается через совокупность физических способностей, обеспечивающих поддержание длительности работы в различных зонах мощности: максимальной, субмаксимальной (околопредельной), большой и умеренной нагрузок. Каждой зоне нагрузок присущ свой своеобразный комплекс реакций органов и стру ...
В. Катаев. Цветик-семицветик
… Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный – сразу видно, что не драчун, - и Жене захотелось с ним познакомиться… - Мальчик, мальчик, как тебя зовут? - Витя. А тебя как? - Женя. Д ...