Общенаучные понятия и их роль в научно-педагогических исследованиях

Педагогика сегодня » Общенаучные понятия и их роль в научно-педагогических исследованиях

Страница 1

Педагогика, как и всякая наука, имеет свой объект и предмет исследования, свою систему методов и, конечно, свой категориальный аппарат. Категориальный аппарат – совокупность терминов и понятий, которые используются (или вырабатываются) наукой в процессе исследования. В понятиях, которыми пользуется каждая наука, отражаются накопленные знания. Все научные понятия делятся, на две основные группы: философские и частнонаучные, т.е. специфические для данной науки.

Слова, принадлежащие философии, отражают наиболее общие черты и связи, стороны и свойства действительности, помогают понять и отобразить закономерности и тенденции развития самой педагогики и той части действительности, которую она изучает. Нельзя рассуждать об объекте педагогики, не пользуясь словом «социализация», или - о теории, обходясь без понятий «сущность» и «явление», «общее» и «единичное». К числу таких категорий относятся также: «противоречие», «причина и следствие», «возможность и действительность», «качество и количество», «бытие», «сознание», «практика» и др.

К собственным (частнонаучным) понятиям педагогики относятся: «педагогика», «воспитание», «педагогическая деятельность», «педагогическая действительность», «педагогическое взаимодействие», «педагогическая система», «образовательный процесс», «преподавание и учение», «учебный предмет», «учебный материал», «учебная ситуация», «метод обучения», «прием обучения», «учитель», «ученик», «урок» и др. Все эти понятия находятся во взаимосвязи, они подвижны и гибки (как и те явления действительности, которые в них отражаются). Их содержание переосмысливается, обогащается в ходе научной и практической работы.

Кроме того, стало возможным выделение особой группы понятий — общенаучных, которые выходят за рамки той или иной частной науки или их специфической группы. Педагогика пользуется понятиями, принадлежащими всем этим группам.

Термин общенаучности трактуется неоднозначно и кроме того, существуют различные уровни общенаучности. Говоря об общенаучности имеется в виду не традиционная связь общенаучного знания, связанного с философским знанием, когда, например, философские категории определялись как "наиболее общие понятия, которые применяются в любой науке", а та часть общенаучного знания; концептуальная основа которого связана с понятиями, формирующимися в качественно особый тип в условиях научно-технической революции, связанный с интегративными процессами в науке, который принципиально объединяет возможности содержательного и формального, качественного и количественного исследования самых разнообразных объектов реальности.

Среди всего многообразия понятий, категорий и терминов, выделяются те, что по своим признакам близки к философским, но не связаны с объяснением мироздания, однако по степени общности нередко тяготеют к философским категориям и выполняют переходные функции в системе научного знания. Такие понятие и называются общенаучными. Эти понятия по своему объему и области их применения не представляют собой группу тождественных понятий. Скорее их можно представить в виде разнообразных групп, подразделяющихся на подгруппы. Например, в состав такой выделенной подгруппы можно отнести те понятия, которые отображают свойства как объектов познания, так и частных наук, изучающих эти объекты. В таких понятиях осуществлено единство онтологического и логико-гносеологического аспектов и они могут быть названы универсально – общенаучными.

Страницы: 1 2 3 4 5


Новое в образовании:

Компьютерное обучение в начальных классах
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России последние пять лет наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок, электрон ...

Этапы реализации программы самообразования
Реализация программы самообразования запланирована мною в срок до 5 лет с разбивкой по годам, с подведением промежуточных итогов и внесением коррективов в ходе работы над темой. 2010-2011учебный год. 2012-2013 учебный год. 2014-2015 учебный год. Направленность на формирование здорового образа жизни ...

Уровень сформированности связной речи у детей с ОНР
Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Несмотря на различную природу дефектов, у детей с общим недоразвитием речи ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru