Общенаучные понятия и их роль в научно-педагогических исследованиях

Педагогика сегодня » Общенаучные понятия и их роль в научно-педагогических исследованиях

Страница 4

· административная деятельность, организующая образовательный процесс; ею занято множество руководителей, организаторов образования;

· научно-исследовательская деятельность, которой заняты работники научно-образовательных учреждений: научно-исследовательских институтов педагогики и кафедр педагогики вузов; она одновременно является частью той общественной сферы, где производится научное знание, то есть частью науки как общественного института;

· передача результатов педагогической науки практике; сюда относится работа учреждений повышения квалификации и дополнительного образования, вообще всех, кто оказывает учителям методическую помощь.

С учетом всего сказанного о системе и деятельности не составит особых затруднений понимание термина «педагогическая система», довольно часто употребляющегося в педагогической литературе. Такая система получает конкретное наполнение в зависимости от того, каков состав, то есть конкретное содержание ее элементов: система организационных форм или методов, элементов содержания образования, методическая система, воспитательная система и т.д. Главное требование к создателю или исследователю такой системы — умение охарактеризовать ее с позиций системного подхода, четко обозначить состав, структуру и функции.

Употребление понятия «педагогическая деятельность» объясняется тем, что педагогика, как и любая наука, отражает действительность, то есть объективную реальность. При этом наука выделяет в ней свои объекты изучения, рассматривая их через призму сформированных в данной науке понятий. Например, физика изучает физическую реальность.

В поле зрения педагогической науки специальным объектом анализа становится только то, что включено в педагогическую деятельность. Поэтому педагогическую действительность (или педагогическую реальность) можно определить как действительность, взятую для научного рассмотрения в аспекте педагогической деятельности. Можно сказать иначе: это та часть действительности, которая включена в педагогическую деятельность.

С представлениями о системе и деятельности соотносится и понятие «образовательный процесс». Процесс – это смена состояний системы, следовательно, образовательный процесс — смена состояний системы образования как деятельности. Поэтому педагогическая (образовательная) деятельность и педагогический процесс — не одно и то же. Педагогический процесс это деятельность в ее динамике, в движении. Лишь остановив его в мысленном представлении, мы можем спокойно проанализировать те или иные участки педагогической деятельности.

Еще одно важное понятие, «педагогическое взаимодействие», обозначает самую существенную специфическую черту практической педагогической деятельности — ее двусторонний характер. Этим свойством характеризуется все, что связано в педагогике с целеполаганием и руководством. Как в любой молекуле воды содержатся атомы двух веществ, водорода и кислорода, так и в любом элементе педагогической деятельности, ее «молекуле», присутствуют две стороны: учитель и ученик, воспитатель и воспитанник. Если одного из них убрать из педагогического процесса — распадется сам процесс, прекратится педагогическая деятельность.

Но ученик или воспитанник не просто присутствует в педагогическом процессе. Это – живой человек, и он, как и учитель, является действующим лицом. Если сказать точнее — взаимодействующим, поскольку он активно отзывается на действия педагога, а тот строит дальнейшую работу с учетом отклика ученика на эти действия. Иногда образно говорят (конечно, с известной долей преувеличения), что научить ничему нельзя, можно только самому научиться. Этим подчеркивается активный характер участия второй стороны в образовательном процессе и наличие в этом процессе не параллельных действий, а именно взаимодействия его участников.

Страницы: 1 2 3 4 5


Новое в образовании:

Разработка и применение специальных заданий и задач, направленных на формирование логической культуры младших школьников в процессе обучения информатике
Младшие школьники в результате обучения в школе, когда необходимо регулярно выполнять задания в обязательном порядке, учатся управлять своим мышлением, думать тогда, когда надо. Во многом формированию такого произвольного, управляемого мышления способствуют задания учителя на уроке, побуждающие дет ...

Анатомо-физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста
Этот возраст (учащихся 1-3-х классов) можно условно разделить на 6-7 и 8-9-летних детей. Первая группа, как правило, составляет 1 -е классы и в некоторой мере отличается от тех, кто продолжает учиться во 2-3 классах. Дети 6-7-летнего возраста владеют всеми видами естественных движений (ходьбой, бег ...

Предполагаемая критериальная система оценивания планируемого результата по завершению межаттестационного периода
В основу критериальной системы оценивания будут положены следующие параметры измерения речевой активности детей раннего возраста: - выявление уровня понимания речи взрослого; - выявление понимания речи взрослого; - выявление объема активного и пассивного словаря; - выявление уровня активного словар ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru