Общенаучные понятия и их роль в научно-педагогических исследованиях

Педагогика сегодня » Общенаучные понятия и их роль в научно-педагогических исследованиях

Страница 2

Не обладая философской логико-гносеологической универсальностью, общенаучные понятия и методы в то же время качественно отличаются по характеру и степени общности от понятий и методов частных наук.

Общенаучные понятия, с одной стороны, поднимаются над уровнем частнонаучных, понятий, а с другой – не достигают уровня философских категорий ни по характеру, ни по степени абстрактной обобщенности, ни по связи с решением вопроса о соотношении бытия и познания, объекта и субъекта. Такое качественное своеобразие общенаучных понятий обусловливает им переходное положение в концептуальной структуре знания; обеспечивает им роль связующего звена между философским и частнонаучным знанием. Не обладая типичной для философских категорий мировоззренческой функцией, не имея общегносеологического и общеметодологического значения, общенаучные понятия включаются в структуру научного мировоззрения, т.е. мировоззренческое знание как бы фиксируется в общенаучных понятиях. Так они обеспечивают философию доказательным материалом для обобщенного представления о мире (грубо говоря, делают философию наукой). С другой стороны, выполняя функцию систематизации теоретических положений частных наук, общенаучные понятия способствуют согласованию последних с конкретно-научной основой познания и с основными требованиями научного мировоззрения, т.е сближают частные науки с философией.

Выделяются следующие основные группы общенаучных понятий:

· универсально-общенаучные понятия; понятия, которые отображают свойства и объектов познания, и частных наук, изучающих эти объекты. При этом осуществляется единство онтологического и логико-гносеологического аспектов (такие понятия, как система, элемент, структура» обладают не только логико-методологической универсальностью, но и онтологической всеобщностью);

· понятия, имеющие лишь логико-гносеологический статус; относятся лишь к самим частным наукам, но не к объектам познания этих наук. Имеют основание для использования в самой научной деятельности и в этом плане характеризуют развитие всех наук и науки в целом (понятия типа знак, алгоритм, формализация, интерпретация и другие);

· понятия и средства познания, которые используются не всеми частными науками, а лишь несколькими, либо в определенной области знания, могут считаться в определенном смысле общенаучными, либо становящимися ими (оказываются общенаучными в своеобразном «техническом» смысле, поскольку с их помощью обеспечивается возможность автоматического распознавания образов). К этой же группе общенаучных средств и понятий следует отнести и другую область знания, тесно связанную с предыдущей, но уже не в плане «техническом», а в плане «организационном». Такой группой являются понятия и средства методов принятия решений (уровень, управление, вероятность, ситуация, оценка).

Основанием сформирования общенаучных знаний выступает единство мира, заключающееся в его материальности, единстве его многообразия, отражаемое в научном познании в интегративных процессах и порождаемых, ими общенаучных методах и понятиях.

Специфика общенаучных понятий как качественно новой понятийно-логической формы мышления связана непосредственно с интеграцией научного знания, происходящей под воздействием постоянно развивающейся цивилизации. Итак процесс сближения наук, применение комплексного подхода вызвали появление понятий,

Страницы: 1 2 3 4 5


Новое в образовании:

Театрализованные технологии в дошкольном образовании
Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение самого подхода к личности ребенка. Наиболее общим в этих подходах является направленность на удовлетворение потребностей растущей личности. Следовательно, надо строить всю педагогическую деятельнос ...

Роль и актуальность знакомства с родным городом как средства патриотического воспитания
В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. Россия переживает один из не простых исторических периодов. За последние годы в стране произошли большие перемены. Но как бы не менялось общество, мы не должны переставать любить свою Родину, как мать любит св ...

Рисование как вид творческой деятельности детей дошкольного возраста
Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне. Рисование более сложное средство изображения, чем лепка и аппликация. Графическая деятельнос ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru