Исследование эффективности экспериментальной дидактической системы осуществлялось с помощью использования методов наблюдения, беседы, анкетирования, интервьюирования, обобщения независимых характеристик, тестирования, рейтинговых оценок, путем непосредственного изучения педагогического опыта. Полученные данные обрабатывались при помощи методов математической статистики с использованием компьютерной техники.
При разработке процедуры оценки сформированности уровней технологических компетенций и компетентности был выбран интегративный подход, позволяющий реализовать один из основных принципов оценивания принцип полноты и всеобъемлющего характера. Использование данного принципа позволило разработать систему и процедуру всех видов и форм оценивания, как отдельных компонентов компетентности (компетенций), так и ее уровня в целом, обеспечивающих достижение общей цели – повышение качества и эффективности технологической подготовки.
Принимая позицию И. А. Зимней о том, что модель единой социально-профессиональной компетентности выступает наибольшей из существующих степеней общности и аддитивности формулируемых компетентностей, мы использовали ее в качестве концептуального варианта эталона объекта оценивания.
Разработанная модель формирования и оценки технологической компетентности и всех ее, взаимосвязанных элементов имеет иерархическую пятиуровневую структуру (рис. 10).
Рис. 10. Модель формирования и оценки технологической компетентности учителя технологии и предпринимательства
Исходный уровень характеризует технологическую подготовку абитуриентов. Он определяется по результатам ЕГЭ таких естественнонаучных дисциплин как: физика, химия, математика, и результатам тестирования знаний, умений и навыков по общеобразовательным дисциплинам и образовательной области «Технология» (прил. 11), проводимого в первом семестре.
Первый уровень, отражающий структуру и содержание сложной многокомпонентной системы технологической подготовки, включающей процедуру научно-обоснованного выбора и составления перечня технологических компетенций и соответствующего перечня дисциплин и практик, а также условий формирования компетенций. На этом уровне производилась экспериментальная проверка эффективности разработанной интегративно-модульной системы обучения. Оценка вклада интегрированных модулей и каждого модуля в формирование технологических компетенций производилась по специально разработанной методике, позволяющей учитывать вклад каждого нового исследуемого фактора в совокупности со всеми предыдущими, оказывающими воздействие на формирование знаний, умений, навыков, компетенций и компетентности. Определив с помощью весовых коэффициентов вклад каждого модуля в формирование компетенций и произведя оценку качества технологической подготовки в рамках интегративных модулей можно произвести качественную и количественную оценки сформированности компетенций (второй уровень), произвести оценку каждого из пяти компонентов компетентностей составляющих структуру технологической компетентности (третий уровень), а также структурных составляющих технологической компетентности ОК, ПК, СК, ППК, ТДК (четвертый уровень). На завершающей стадии, когда произведена оценка всех структурных элементов модели – производится оценка сформированности технологической компетентности (пятый уровень).
В общем случае взаимосвязь между компетенциями, компетентностями и их компонентами при их количественном выражении, в соответствии с разработанной моделью профессиональной компетентности учителя технологии и предпринимательства, можно представить в виде:
(1)
где: ОТК – оценка сформированности технологической компетентности;
Qi – оценка сформированности компонент технологической компетентности;
qi – оценка технологических компетенций;
Для нашего случая согласно приведенной модели профессиональной компетентности K=5, N=15 формулу (1) можно представить:
(2)
В свою очередь каждый компонент компетентности (ОК), (ПК), (СК), (ПОК), (ТДК) формируется определенным числом компетенций (m) в нашем случае m=3.
Новое в образовании:
Понятие и сущность народной педагогики
В этой главе моей работы речь пойдёт о таком понятии как народная педагогика. О русских культурных традициях и их роли в гражданском воспитания дошкольников. Но для начала, я считаю целесообразном – ввести такое в понятие как “народная педагогика”. Так что же такое народная педагогика? Недавно на о ...
Место и роль выбранной темы в учебном плане подготовке специалистов
Образовательная программа, представляет собой нормативно - констатирующий документ, проектирующий содержание, ход и результаты образовательного процесса. Ответственность за качество реализации образовательной программы несет, прежде всего, сам педагог. Такую ответственность за качество решения пост ...
Особенности овладение трудовыми умениями и навыками глухими детьми младшего
школьного возраста на занятиях по предметно-практическому обучению
"Развитие трудовых навыков, начиная от самых элементарных - по самообслуживанию, занятия с бумагой, картоном и до профессионально-трудовых навыков включительно, - все это одинаково важные разделы работы по подготовке учащихся к практической деятельности", - писал С.А. Зыков. Он выступал п ...