Анализ эффективности экспериментальной дидактической системы технологического образования студентов

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Анализ эффективности экспериментальной дидактической системы технологического образования студентов

Страница 6

Анализ полученных экспериментальных данных по определению как качественной, так и количественной оценки сформированности компетентности показывает, что практически все показатели в экспериментальных группах возрастают. Это говорит об эффективности разработанной нами методики формирования технологической компетентности в профессиональной подготовке учителя технологии.

Разработанная система позволяет определять искомые параметры в фиксированные (начало и конец семестра) и произвольные моменты времени, а после их машинной обработки и анализа разработать рекомендации по совершенствованию условий и методики формирования технологических компетенций и компетентности, что в значительной степени сокращает время экспериментальных исследований и повышает эффективность и достоверность прогнозирования.

Более широкое внедрение данной системы открывает возможности моделирования учебного процесса, которое необходимо при переходе с одного стандарта ФГОС ВПО на другой, более высокого уровня, основанный на компетентностном подходе.

1. Изменение цели образования на основе компетентностного подхода привело к изменению всей технологии преподавания в высшей школе. Если в области содержания подготовки специалистов специфика университетского образования заключается в универсализации и фундаментализации, то в сфере методов обучения главное отличие экспериментальной системы – в практическом воплощении принципов индивидуально-творческого подхода и профессионально-педагогической направленности университетского обучения в целенаправленно моделируемой профессиональной среде. Это потребовало решения актуальных задач формирования и развития компетентности студентов в процессе обучения, определения сущности и особенностей проблемного обучения в педагогическом вузе, эффективных условий создания и решения проблемных ситуаций, дидактических основ разработки и использования познавательных задач по каждому предмету, характеристики форм и методов организации в учебном процессе университета научного поиска студентов, выявления новых форм активизации их учебной деятельности, определения специфики используемой технологии на разных этапах и для формирования разных компетенций.

2. Проблема формирования профессиональных компетенций учителя технологии в процессе обучения рассматривалась в плане определения влияния содержания и характера познавательной и практической деятельности на развитие технологической компетентности будущего учителя.

3. В вузовском учебном процессе, с точки зрения его значения для формирования технологической компетентности студентов, выделяется три основных компонента: первый – содержание образования; второй – обучающая и формирующая профессиональные компетенции студентов деятельность ученых-педагогов; третий – самостоятельная учебно-познавательная и учебно-исследовательская деятельность студентов, в которой при правильной организации осуществляется формирование и развитие технологических компетенций будущих учителей.

Для будущих учителей технологии вместе с познавательной деятельностью нужно говорить о технологической деятельности, которая формирует технологическую компетентность студентов – будущих учителей.

4. В основе теории общей структуры содержания технологического образования лежит определение самого понятия содержания образования как сущностной стороны процесса становления личности, что на макроуровне детерминируется уровнем развития культуры общества и самого социального института образования, на микроуровне – закономерностями становления личности.

Исходной информационной базой для теории структуры содержания образования явилась, таким образом, совокупная характеристика структуры личности. Проведенное построение динамической модели структуры личности позволило выделить схему механизма формирования технологической компетентности.

5. Экспериментальный уровень исследования отражает создание эффективного системно-методического обеспечения процесса технологической подготовки будущего учителя, в контексте которой происходит формирование и развитие его компетентности. Его составной частью стала разработка и апробация на практике дидактической системы работы, направленной на становление и развитие технологической компетентности будущего педагога в вузе. Ее обеспечение включило комплекс эффективных педагогических методик.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Новое в образовании:

Основные трудности восприятия иноязычной речи на слух
При недостаточной сформированности компонентов процесса аудирования он протекает с большими или меньшими трудностями. К психологическим факторам трудностей восприятия иноязычной речи на слух относятся некоторые особенности слуховой памяти, ее «емкость» – возможность удерживать слушающий текст (пред ...

Методика изложения теории вероятностей в школе
Различают традиционные и современные методы обучения. Традиционные методы направлены на обучение готовым знаниям, и учебная деятельность учащихся носит репродуктивный характер, и не способствует эффективному развитию. Внешне традиционный метод проявляется в хорошо известной форме, когда учитель изл ...

Последовательность и приемы работы над лексикой
Одним из наибольших эффективном по мнению некоторых педагогов и в частности Кувшинова В. И. школа №315 г. Москвы является опережающей ведение лексики, на всех этапах в различной форме с учетом уровня подготовки школьников и их интересов. Уже в первый год обучения опережение достигалось во время фон ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru