Анализ эффективности экспериментальной дидактической системы технологического образования студентов

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Анализ эффективности экспериментальной дидактической системы технологического образования студентов

Страница 9

Наличие четкого представления о сущности, структуре и содержании профессиональной и, в частности, педагогической компетентности потребовало обращения к мысленному экспериментированию, построению моделей технологической компетентности, ее содержания и процесса формирования.

В своем построении модели технологической компетентности учителя мы исходили из следующих методологических посылок:

– технологическая компетентность – это универсальная характеристика педагогической реальности, проявляющаяся в разных формах существования;

– технологическая компетентность выявляет специфические функции в сфере педагогической деятельности;

– технологическая компетентность – это системное образование, включающее в себя совокупность структурно-функциональных компонентов, имеющее собственную организацию избирательно взаимодействующего целого, не сводимого к свойствам отдельных частей;

– единицами анализа технологической компетентности выступают знания, умения и мотивы деятельности;

– особенности реализации процесса формирования технологической компетентности студентов обусловливаются индивидуально-творческими, психофизиологическими и возрастными характеристиками, сложившимися социально-педагогическим и технологическим опытом личности.

Содержание технологической подготовки выступает в единстве ее теоретической и практической составляющих как система знаний, операций и компетенций. Теоретическая составляющая технологической подготовки включает в себя усвоение понятий, законов, принципов и закономерностей производственного процесса. Практическая составляющая служит средством воздействия на личность студента, формирования профессиональных компетенций, мотивов, эмоций, выступая как достояние преподавателя и студента (технологии, процедуры, методы, формы технологической деятельности). Она представляет собой систему понятий и закономерностей, действий и компетенций, которыми студент практически оперирует в процессе технологической подготовки и которые формируют у него технологическую компетентность.

Структура технологической подготовки учителей технологии в вузе была рассмотрена и как система различных форм организации деятельности студентов. Это позволило выделить следующие виды учебной деятельности будущих учителей: учебно-познавательную, учебно-практическую и самостоятельную практическую.

В процессе подготовки учителя технологии в системе высшего профессионального образования технологическая подготовка выполняет образовательную, воспитательную, развивающую, координирующую и интегрирующую функции, реализуемые в единстве и взаимосвязи.

Реалии современного высшего педагогического образования свидетельствуют, что традиционная организация технологической подготовки студентов факультетов технологии не в полной мере обеспечивает эффективное усвоение профессионально-технологических знаний и овладение связанной с ними системой приемов и компетенций, не создает условий и предпосылок для успешного формирования технологической компетентности личности будущего учителя.

Качественное совершенствование процесса технологической подготовки будущего учителя технологии стало возможным лишь при переходе на принципиально иные методологические и концептуальные основы ее организации. Одной из них стала разработанная концепция технологической подготовки студентов, разработанная при использовании аксиологического, антропологического, культурологического, деятельностного, личностно-ориентированного и системно-целостного подходов к подготовке специалистов.

Доказано, что в профессиональном становлении важное место занимает формирование профессиональной компетентности будущего учителя.

Было выделено пять основных аспектов изучения проблемы: понятийный, методологический, психолого-педагогический, организационно-педагогический и методический, результативный.

Анализ сложившихся исследований в России и за рубежом позволил выявить ряд концептуальных установок и методических трудностей, усложняющих принципиальную разработку рассматриваемой проблемы профессиональной компетентности учителя, в частности, будущего учителя технологии.

Исходя из основных задач высшей педагогической школы, на основе анализа научно-педагогической литературы и опыта обучения в вузах в качестве высших факторов воздействия на формирование компетентности обобщены и исследованы дидактические условия, отвечающие личностно-развивающей направленности и деятельностной детерминированности педагогического образования; социально-организационные условия, обеспечивающие повышение эффективности формирования компетентности. Доказано, что в качестве основных психолого-педагогических факторов повышения эффективности компетентностного подхода выступают профессионально-деятельностная направленность личности студента; профессиональные способности, уровень профессиональных знаний и умений; профессионально важные психологические качества; уровень развитости психических познавательных процессов; эмоционально-волевая устойчивость; профессионально-педагогические черты характера; научное представление преподавателя о личностных качествах и учебно-профессиональном потенциале студентов и т. п.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10


Новое в образовании:

Принцип учёта возрастных и индивидуальных различий
Воспитание и обучение не могут быть абстрактными, вне учёта индивидуальности воспитанника. Уже то, что воспитанник – субъект воспитания, характеризует этот процесс как индивидуально-особенный в отношении каждого в различные возрастные периоды, когда мера субъектности неодинакова. Кроме того, особен ...

Воспитание в Японии
Традиционная японская семья – это мать, отец и двое детей. Раньше семейные роли были четко дифференцированы: муж – добытчик, жена – хранительница очага. Мужчина считался главой семьи, и все домашние должны были беспрекословно ему подчиняться. Но времена меняются. В последнее время сказывается влиян ...

Формирование лексико-грамматических категорий речи в онтогенезе
Известно, что речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе о ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru