Анализ эффективности экспериментальной дидактической системы технологического образования студентов

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Анализ эффективности экспериментальной дидактической системы технологического образования студентов

Страница 9

Наличие четкого представления о сущности, структуре и содержании профессиональной и, в частности, педагогической компетентности потребовало обращения к мысленному экспериментированию, построению моделей технологической компетентности, ее содержания и процесса формирования.

В своем построении модели технологической компетентности учителя мы исходили из следующих методологических посылок:

– технологическая компетентность – это универсальная характеристика педагогической реальности, проявляющаяся в разных формах существования;

– технологическая компетентность выявляет специфические функции в сфере педагогической деятельности;

– технологическая компетентность – это системное образование, включающее в себя совокупность структурно-функциональных компонентов, имеющее собственную организацию избирательно взаимодействующего целого, не сводимого к свойствам отдельных частей;

– единицами анализа технологической компетентности выступают знания, умения и мотивы деятельности;

– особенности реализации процесса формирования технологической компетентности студентов обусловливаются индивидуально-творческими, психофизиологическими и возрастными характеристиками, сложившимися социально-педагогическим и технологическим опытом личности.

Содержание технологической подготовки выступает в единстве ее теоретической и практической составляющих как система знаний, операций и компетенций. Теоретическая составляющая технологической подготовки включает в себя усвоение понятий, законов, принципов и закономерностей производственного процесса. Практическая составляющая служит средством воздействия на личность студента, формирования профессиональных компетенций, мотивов, эмоций, выступая как достояние преподавателя и студента (технологии, процедуры, методы, формы технологической деятельности). Она представляет собой систему понятий и закономерностей, действий и компетенций, которыми студент практически оперирует в процессе технологической подготовки и которые формируют у него технологическую компетентность.

Структура технологической подготовки учителей технологии в вузе была рассмотрена и как система различных форм организации деятельности студентов. Это позволило выделить следующие виды учебной деятельности будущих учителей: учебно-познавательную, учебно-практическую и самостоятельную практическую.

В процессе подготовки учителя технологии в системе высшего профессионального образования технологическая подготовка выполняет образовательную, воспитательную, развивающую, координирующую и интегрирующую функции, реализуемые в единстве и взаимосвязи.

Реалии современного высшего педагогического образования свидетельствуют, что традиционная организация технологической подготовки студентов факультетов технологии не в полной мере обеспечивает эффективное усвоение профессионально-технологических знаний и овладение связанной с ними системой приемов и компетенций, не создает условий и предпосылок для успешного формирования технологической компетентности личности будущего учителя.

Качественное совершенствование процесса технологической подготовки будущего учителя технологии стало возможным лишь при переходе на принципиально иные методологические и концептуальные основы ее организации. Одной из них стала разработанная концепция технологической подготовки студентов, разработанная при использовании аксиологического, антропологического, культурологического, деятельностного, личностно-ориентированного и системно-целостного подходов к подготовке специалистов.

Доказано, что в профессиональном становлении важное место занимает формирование профессиональной компетентности будущего учителя.

Было выделено пять основных аспектов изучения проблемы: понятийный, методологический, психолого-педагогический, организационно-педагогический и методический, результативный.

Анализ сложившихся исследований в России и за рубежом позволил выявить ряд концептуальных установок и методических трудностей, усложняющих принципиальную разработку рассматриваемой проблемы профессиональной компетентности учителя, в частности, будущего учителя технологии.

Исходя из основных задач высшей педагогической школы, на основе анализа научно-педагогической литературы и опыта обучения в вузах в качестве высших факторов воздействия на формирование компетентности обобщены и исследованы дидактические условия, отвечающие личностно-развивающей направленности и деятельностной детерминированности педагогического образования; социально-организационные условия, обеспечивающие повышение эффективности формирования компетентности. Доказано, что в качестве основных психолого-педагогических факторов повышения эффективности компетентностного подхода выступают профессионально-деятельностная направленность личности студента; профессиональные способности, уровень профессиональных знаний и умений; профессионально важные психологические качества; уровень развитости психических познавательных процессов; эмоционально-волевая устойчивость; профессионально-педагогические черты характера; научное представление преподавателя о личностных качествах и учебно-профессиональном потенциале студентов и т. п.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10


Новое в образовании:

Основные принципы занятий с детьми дошкольного возраста
Педагогика выдвигает следующие дидактические принципы, которые составляют основу обучения детей дошкольного возраста. Принцип развивающего обучения. Чтобы обучение успешно решало стоящие задачи, оно должно быть развивающим. Идея развивающего обучения была выдвинута видным советским психологом Л.С. ...

Функции форм обучения
Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования и направленность педагогического процесса на всестороннее, творческое саморазвитие личности школьника обусловливают функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую. При этом образовательная функция связана ...

Методика преподавания детям дошкольного возраста
Каковы же особенности процесса обучения для детей дошкольного возраста и какие средства обучения могут пригодиться педагогу? Учитывая определенные возрастные особенности, психолого-педагогические требования проведения занятий с детьми дошкольного возраста, длительность урока не должна превышать пол ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru