Проблемная речевая ситуация как методический прием обучения

Страница 1

мотивация говорение речь диалогический

В процессе обучения иностранному языку в средней школе основной причиной недостаточно высоких результатов работы является имеющийся разрыв между поставленной целью – практическим владением иностранным языком – и характером учебной работы. В исследовании условий оптимизации процесса овладения иноязычной речью ключевой является проблема речевой ситуации на уроке. Ситуативная направленность обучения позволяется осуществить стопроцентную ориентированность на активную речевую коммуникацию, что является основным условием успешного овладения иноязычной речью.

В некоторых исследованиях речевая ситуация определена как совокупность внеязыковых явлений и условий, делающих необходимым осуществление речевого высказывания. В других работах подчеркивается важность учета как речевых, так и неречевых условий, необходимых и достаточных для осуществления речевого действия по намеченному плану. Утверждается также, что речевая ситуация – это система взаимоотношений субъектов, порождающая потребность к целенаправленной деятельности в решении речемыслительных задач и питающая эту деятельность.

Достижение целей практической или теоретической деятельности в ряде случаев невозможно без речевого общения. Речевая коммуникация обеспечивает осуществление деятельности с целью овладения способом ее осуществления, планирования или координации совместных действий. Как отмечает Д.Н. Узнадзе, в условиях осложненной ситуации – ввиду недостаточности отражения ситуации установкой - поведение, возникшее на ее основе, уже не соответствует внешней действительности, что и принуждает человека разобраться в причинах затруднения. В таких случаях ученик задерживается на проблемной части, повторно переживает, осознает ее, превращает ее в объект осознания, прибегая к объективизации. В создавшейся ситуации приводятся в действие механизмы мотивации говорения, возникает потребность в речевой коммуникации. В некоторых исследованиях утверждается, что потребность в обмене информацией, достаточно выраженная хотя бы у одного из участников общения, выступает основным детерминантом речевой коммуникации.

Коммуникативная потребность имеет свой «идеальный предмет», который в форме мысли отражает осуществляемую деятельность и является мотивом высказывания. Вербальное воплощение мысли – это промежуточная цель речевой коммуникации, речевая форма участия в деятельности, способ достижения ее целей. Отношение мысли как мотива коммуникации к цели осуществляемой деятельности раскрывает роль и место речевой коммуникации в деятельности, т.е. ее смысл. В отношении мысли к цели деятельности рождается действительное содержание речевого замысла. Смысл высказывания удерживается в оперативной памяти говорящего и является внутренней стороной продуцированной речи.

Анализ механизма возникновения речевой коммуникации в обстоятельствах внешней или внутренней деятельности раскрывает сущность речевой ситуации. Речевая ситуация может быть определена как возникший в общении дефицит информации, субъективно значимый для достижения цели деятельности, вызывающий коммуникативную потребность, которая конкретизируется в мотиве и смысле речевых действий.

Иногда для определения содержания речевой ситуации считается достаточным указать на общее содержание деятельности или обусловить местонахождение говорящих. Однако эти ситуативные обстоятельства недостаточны для возникновения коммуникативной потребности. Важно конкретизировать цель деятельности, раскрыть источник дефицита информации, определить смысл речевой коммуникации.

Е.И. Пассов утверждает, что наличие каких-то внешних обстоятельств не буквально соотносится с используемыми в данный момент речевыми единицами. Ситуативные обстоятельства общения могут непосредственно мотивировать речь, являться ее опосредованным источников, мотивировать речь контекстуально. Речевое содержание, отраженное в сознании говорящих как актуальное для речевой коммуникации, может быть дистантно связано с деятельностью, осуществляемой в других обстоятельствах, в другое время и вызвавшей потребность в речевой коммуникации.

Речевые действия, вплетенные в осуществляемую деятельность и направленные на достижение ее цели, имеют собственную промежуточную цель и смысл. Обучение иноязычной речи через учебно-речевые действия (УРД) переводит говорение из формально-операционнного в деятельностно-смысловой план. Являясь элементарными единицами коммуникации, минимальные речевые действия могут вербализировать речевой замысел в простейшей речевой ситуации – ситуации речевого действия. Внутренняя готовность учащихся к речевому действию в организуемой ситуации зависит от того, насколько данное действие является «внутренне готовым». Вот почему эффективность предварительной разработки УРД с учащимися (при этом широко используются технические средства, например мультимедийные презентации) является важным условием успешной организации ситуаций речевого действия. Предварительной разработке УРД предшествует раскрытие ситуативных обстоятельств и смысла реплик. В условиях предлагаемых учащимся ситуативных обстоятельств способ формирования и формулирования коммуникативного мотива является способом выражения смысла речевых действий. Определение смысла высказывания по существу есть определение речевой задачи говорящего.

Страницы: 1 2 3 4


Новое в образовании:

Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания являются одним из важнейших направлений воспитательной работы в детском саду. Работа по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания должна проводиться как индивидуально, так и группами. Главное условие ...

Сжатый пересказ как средство развития мыслительных процессов учащихся общеобразовательной школы
Исследования И.Д.Тихомирова, М.И. Омороковой, И.И. Срезневского, З.Д. Кочаровской, М.Р. Львова и др. были посвящены проблемам обучения сжатому пересказу учащихся общеобразовательной школы. Все исследователи склоняются к мнению о том, что излагать тему нужно уметь не только подробно, но и кратко кон ...

Концептуальные основы формирования компетенций и становления технологической компетентности
В структуре каждой профессиональной компетенции учителя мы выделили четыре компонента: информационную основу (теорию); ориентировочную основу (знание о том, из чего исходить и что, как и когда делать); исполнительную основу (отработку непосредственного выполнения действия); контролирующую основу. П ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru