Проблемная речевая ситуация как методический прием обучения

Страница 3

(Brother Rabbit and Brother Fox are sitting beside the river)

Brother Fox: Look, Brother Rabbit! We can catch enough fish for a good dinner!

Brother Rabbit: I like fish very much. Look! I’ve found a hook!

Brother Fox: But we haven’t a piece of string.

Brother Rabbit: Now. What shall we do?

Brother Fox: I know what to do! We shall catch a lot of fish. Let’s tie the hook to the end of your tail…

Учащиеся «входили» в свои роли и, увлекаясь развитием сюжета, сосредотачивали внимание на содержании речевых действий. Неосмысленное проговаривание, таким образом, переходило в осмысленное ситуативное говорение.

Речевая ситуация на уроке функционирует не только как ситуация речевого общения, но и способ запоминания изучаемого речевого материала. Регулярное использование этого методического приема повышало эффективность ситуаций как способа обучения. Познавательное действие должно быть в достаточной степени сформированным, чтобы стать способом запоминания.

Основными факторами, обусловившими появление и использование игровых приемов, являются:

1) стремление сделать процесс обучения более разнообразным и интересным, стремление повысить мотивацию учащихся;

2) развитие умений речевого взаимодействия на основе различных моделей педагогического общения;

3) развитие личностно-ориентированных приемов обучения, повышающих самостоятельность обучаемых или их ответственность за результаты обучения;

В современной школе игровая деятельность используется в качестве:

1) самостоятельного метода при усвоении определенной темы;

2) как элемент какого-либо другого метода;

3) в качестве целого урока или его этапа;

4) при организации внеклассных мероприятий.

Игры рассматриваются как мостик между учебной и реальной речевой ситуациями, обеспечивающий условия для естественного иноязычного общения. Особенностью игровых приемов является то, что в игре все участники равны. Слабый по языковому уровню ученик может стать первым в игре, так как находчивость и сообразительность являются более важной составляющей, чем знание предмета.

Атмосфера увлеченности снижает уровень боязни ошибок и обеспечивает сознательный уровень усвоения языкового материала.

Существую различные классификации игровых приемов.

По виду деятельности:

а) физические (двигательные);

б) трудовые;

в) психологические;

г) интеллектуальные.

По характеру педагогического процесса:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, профориентационные, диагностирующие.

По характеру игровой методики:

а) предметные;

б) ролевые;

в) имитационные;

г) сюжетные;

д) деловые;

е) игры-драматизации.

Место игры на уроке зависит от конкретных целей и условий урока, изучаемого материала, языкового уровня учащихся. При наличии языковых задач, игры могут быть: грамматические, лексические, фонетические, орфографические.

Учебная игра представляет собой речевую деятельность, характеризующуюся наличием общего сюжета, соответствующего выбранной коммуникативной ситуации, правилами, распределением ролевых заданий, подготовкой необходимого реквизита, размещением участников в классе, регулированием формы игры ведущим, подведением итогов игры.

Таким образом, можно выделить три этапа проведения учебной игры в группе.

Этап подготовки:

1) определение коммуникативной ситуации для ролевой игры;

2) разработка сценария; определение объема и характера языкового материала, который будет активизирован в ходе игры;

3) выбор типа и вида игры, соответствующего данной коммуникативной ситуации:

а) ролевая игра этикетного содержания («В гостях», «ПДД» и т.д.);

б) сюжетная игра сказочного содержания (письмо Деду Морозу);

в) сюжетная игра бытового содержания (визит к врачу, бюро путешествий);

г) имитационная игры познавательного содержания («экскурсия по театру»);

д) деловая игра (рассказ от первого лица – «Проект школы будущего»).

4) распределение ролей с учетом социально-психологических характеристик учащихся (статус в классе, интересы, характер межличностных, уровень языковой подготовки);

5) подготовка реквизита и ролевых карточек с описанием ролевой ситуации для каждого персонажа;

Игровой этап:

1) ввод в игру, определение режима работы, формулировка целей и задач игры;

Страницы: 1 2 3 4


Новое в образовании:

Анализ результатов исследования
Было проведено 3 урока в 1 “а” классе по изобразительному искусству с применение ЭВМ. Делая заключение из этих уроков можно сказать, что применение ЭВМ очень эффективно помогает в развитии познавательного процесса младших школьников. Все дети работали очень увлеченно, дисциплина на уроке была отлич ...

Методы и приемы развития умений неподготовленной речи в малых группах
Неподготовленная речь – сложное речевое умение, которое проявляется в способности учащихся без затрат времени на подготовку решать коммуникативно-мыслительные задачи, оперируя усвоенным языковым материалом как в знакомых, так и в незнакомых речевых ситуациях. Все этапы речепроизводства, от внутренн ...

Значение межпредметных связей в процессе обучения умственно отсталых школьников
«Межпредметные связи» - новая и важная рубрика для начального курса географии. Наибольший объем материала для нее представляют курсы математики, естествознания, развития речи и чтения, ручного труда, рисования, социально-бытовой ориентации» Для установления межпредметных связей проводится отбор сод ...

Меню сайта

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru