Проблемная речевая ситуация как методический прием обучения

Страница 3

(Brother Rabbit and Brother Fox are sitting beside the river)

Brother Fox: Look, Brother Rabbit! We can catch enough fish for a good dinner!

Brother Rabbit: I like fish very much. Look! I’ve found a hook!

Brother Fox: But we haven’t a piece of string.

Brother Rabbit: Now. What shall we do?

Brother Fox: I know what to do! We shall catch a lot of fish. Let’s tie the hook to the end of your tail…

Учащиеся «входили» в свои роли и, увлекаясь развитием сюжета, сосредотачивали внимание на содержании речевых действий. Неосмысленное проговаривание, таким образом, переходило в осмысленное ситуативное говорение.

Речевая ситуация на уроке функционирует не только как ситуация речевого общения, но и способ запоминания изучаемого речевого материала. Регулярное использование этого методического приема повышало эффективность ситуаций как способа обучения. Познавательное действие должно быть в достаточной степени сформированным, чтобы стать способом запоминания.

Основными факторами, обусловившими появление и использование игровых приемов, являются:

1) стремление сделать процесс обучения более разнообразным и интересным, стремление повысить мотивацию учащихся;

2) развитие умений речевого взаимодействия на основе различных моделей педагогического общения;

3) развитие личностно-ориентированных приемов обучения, повышающих самостоятельность обучаемых или их ответственность за результаты обучения;

В современной школе игровая деятельность используется в качестве:

1) самостоятельного метода при усвоении определенной темы;

2) как элемент какого-либо другого метода;

3) в качестве целого урока или его этапа;

4) при организации внеклассных мероприятий.

Игры рассматриваются как мостик между учебной и реальной речевой ситуациями, обеспечивающий условия для естественного иноязычного общения. Особенностью игровых приемов является то, что в игре все участники равны. Слабый по языковому уровню ученик может стать первым в игре, так как находчивость и сообразительность являются более важной составляющей, чем знание предмета.

Атмосфера увлеченности снижает уровень боязни ошибок и обеспечивает сознательный уровень усвоения языкового материала.

Существую различные классификации игровых приемов.

По виду деятельности:

а) физические (двигательные);

б) трудовые;

в) психологические;

г) интеллектуальные.

По характеру педагогического процесса:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, профориентационные, диагностирующие.

По характеру игровой методики:

а) предметные;

б) ролевые;

в) имитационные;

г) сюжетные;

д) деловые;

е) игры-драматизации.

Место игры на уроке зависит от конкретных целей и условий урока, изучаемого материала, языкового уровня учащихся. При наличии языковых задач, игры могут быть: грамматические, лексические, фонетические, орфографические.

Учебная игра представляет собой речевую деятельность, характеризующуюся наличием общего сюжета, соответствующего выбранной коммуникативной ситуации, правилами, распределением ролевых заданий, подготовкой необходимого реквизита, размещением участников в классе, регулированием формы игры ведущим, подведением итогов игры.

Таким образом, можно выделить три этапа проведения учебной игры в группе.

Этап подготовки:

1) определение коммуникативной ситуации для ролевой игры;

2) разработка сценария; определение объема и характера языкового материала, который будет активизирован в ходе игры;

3) выбор типа и вида игры, соответствующего данной коммуникативной ситуации:

а) ролевая игра этикетного содержания («В гостях», «ПДД» и т.д.);

б) сюжетная игра сказочного содержания (письмо Деду Морозу);

в) сюжетная игра бытового содержания (визит к врачу, бюро путешествий);

г) имитационная игры познавательного содержания («экскурсия по театру»);

д) деловая игра (рассказ от первого лица – «Проект школы будущего»).

4) распределение ролей с учетом социально-психологических характеристик учащихся (статус в классе, интересы, характер межличностных, уровень языковой подготовки);

5) подготовка реквизита и ролевых карточек с описанием ролевой ситуации для каждого персонажа;

Игровой этап:

1) ввод в игру, определение режима работы, формулировка целей и задач игры;

Страницы: 1 2 3 4


Новое в образовании:

Казахские национальные игры как средство воспитания детей
«Традиционная игра - это не просто воспроизведение детским сообществом исторически сложившихся отношений взрослых, а переосмысление им этих отношений и определения своего самобытного места в мире». С развитием нашей страны возрождается и древняя культура казахов, национальные игры, танцы, искусство ...

Анализ диагностических методик исследования уровня сформированности письменной речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
Предупреждение и преодоление неуспеваемости учащихся, обусловленной имеющимися у них отклонениями в развитии речи, является главной задачей учителей-логопедов общеобразовательной школы. Наличие у детей даже слабо выраженных отклонений в фонетическом и лексико-грамматическом развитии является серьез ...

Последовательность и приемы работы над лексикой
Одним из наибольших эффективном по мнению некоторых педагогов и в частности Кувшинова В. И. школа №315 г. Москвы является опережающей ведение лексики, на всех этапах в различной форме с учетом уровня подготовки школьников и их интересов. Уже в первый год обучения опережение достигалось во время фон ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru