Проблемная речевая ситуация как методический прием обучения

Страница 2

Так, для организации ситуации речевого действия под условным называнием «Я сейчас очень занят» (в VI классе) был определен деятельностный фон: один из учеников был занят, например читал интересную книгу, а второй приглашал его на прогулку за город. Другие варианты предполагали выполнение домашнего задания, работу над сочинением и т.д. Традиционная речевая задача «Ответь отказом» не раскрывала до конца сути речевого замысла, и речевая реакция оставалась формальной. Учащимся объяснили смысл отказа от приглашения, который заключался в стремлении довести до конца начатую работу, выполнить намеченные дела. Отобранные УРД включали разговорные формулы отказа, структуры с предложенным видом настоящего времени, оценочные суждения, формулы побуждения.

Для создания смысловой ориентировочной основы вначале использовались УРД, знакомые учащимся по ранее организованным ситуациям. В ответ на приглашения участники отвечали стереотипно: Oh, but I can’t; Sorry, but I can’t.

Создание коммуникативно-смысловой установки позволило перейти к более адекватному выражению речевого замысла. После предварительной разработки для речевой реакции учащимся были предложены УРД, в которых использовался длительный вид настоящего времени, а также оценочные суждения. Цель промежуточного речевого типа Oh, but I can’t более не выделялась, и оно включалось в другое действие, имеющее более сложный из «операций».

Участвую в ситуации речевого действия, ученики выполняли (имитировали) соответствующую деятельность.

Расширение ситуации речевого действия было связано с усложнением коммуникативного замысла. Учащиеся вводились в ситуативные обстоятельства типа «Сколько тебе надо сделать сегодня!». В ответ на заманчивые приглашения они подчеркивали значимость намеченных дел. Использовались соответствующие предметы, разговор шел «по телефону»:

Pupil 1: Hello, Nick. How are you?

Pupil 2: Quite well, thank you.

Pupil 1: Will you come round?

Pupil 2: Oh, but I can’t. I’m writing a letter.

Pupil 1: We can go for a walk.

Pupil 2: Oh, but I’m doing my homework, too. Etc.

Дальнейшее развитие речевой ситуации было связано с усложнением эксплицитных (явных) и раскрытием имплицитных (скрытых) структурных компонентов, развитием ролевых отношений. Ситуация, в которой распределяются роли, имеет сложную структуру. В нее входят роли, или персонажи, ситуативные обстоятельства, совершаемые действия, предметы действия, взаимоотношения. Основное содержание такой ситуации составляет воссоздание отношений между людьми. Как показывает Д. Б. Эльконин основной единицей игры ребенка является «мнимая ситуация» с нетипичными для участников отношениями. В основе игры взрослых лежат реально совершаемые и принципиально возможные действия и события. Вступая в игровые отношения, участники сохраняют свои социальные роли, хотя и в игровой, адаптивной форме. Игровые обстоятельства, в которых находят свое специфическое игровое продолжение реальные взаимоотношения участников, их жизненные цели и возможности, составляют основу адаптивной ролевой игры. В этих обстоятельствах возникает адаптивная речевая ситуация. При работе со школьниками, в соответствии с их возрастными особенностями, используется как ролевая игра с действиями персонажей, не соответствующими жизненному опыту и возможностям участников, так и адаптивная ролевая игра, основанная на «личностной индивидуализации». При организации адаптивной речевой ситуации учитываются содержание основной деятельности участников, происшедшие события, жизненный опыт, повседневные дела и обязанности школьников.

Мечты, интересы, склонности учащихся, действия любимых персонажей книг, кинофильмов и т.д., исторические события, эмоционально воспринятые детьми поступки, дела, отношения взрослых могут быть положены в основу суггестивной речевой ситуации (термин «суггестивный» используется в значении «вызывающий предлагаемые представления»). Особенности школьного возраста в ряде случаев обуславливают необходимость включения в адаптивную ролевую игру элементов, присущих суггестивной речевой ситуации, и наоборот. Особое значение при организации суггестивных речевых ситуаций приобретает эмоциональный отклик учащихся на предлагаемых сюжет. Привлекательность сюжета во многом определяется умением учителя ярко показать взаимоотношения, поступки персонажей, использовать картинки, игрушки, разнообразные предметы.

Например, сюжет суггестивной речевой ситуации, разработанный для учащихся VII класса был взят из книги «Brother Rabbit, His Friends and Enemies. Negro Folk Tales». УРД отбирались и адаптировались таким образом, чтобы они соответствовали изучаемому и ранее усвоенному материалу. Отдельные незнакомые слова семантизировались дополнительно. Ситуация называлась: «Brother Rabbit and Brother Fox go fishing»

Страницы: 1 2 3 4


Новое в образовании:

Сельский социум как среда формирования коммуникативной компетентности учащихся школы
Обратившись к анализу понятия «социум», можно констатировать, что нет однозначного его определения. Сельский социум имеет совокупный образовательный потенциал всех его субъектов: семьи, конкретной личности, сельского сообщества, его культурных и социальных учреждений, религиозных структур, средств ...

Понятия межкультурной коммуникации и компетенции в современной педагогической науке
Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня этого уже не достаточно. Выпускник должен не просто знать предмет, но быть в нем компетентным. Понятия компетенции и компетентности являются в настоящее время ключевыми в ...

Технология обучения студентов профессиональной деятельности в процессе ПФСС
Отличительная особенность дисциплины ПФСС состоит в том, что она тесно связана, с одной стороны, с дисциплиной ТМФВС, с другой — с базовыми физкультурно-спортивными видами, так как на предметной основе этих видов решаются теоретико-методические и практические вопросы формирования профессиональных у ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru