Исходя из приведенного распределения трудоемкости освоения каждого модуля создается возможность определения вклада вносимого аудиторной и внеаудиторной работой в формирование знаний, умений и навыков, за счет введения в формулу (5) дополнительных коэффициентов (kai и kвi).
(6)
(7)
Обобщенный коэффициент усвоения в этом случае определяется по формуле (8) и может быть использован для сравнения результатов обучения в различных группах и потоках студентов. Он может быть также соотнесен с обычной пятибалльной шкалой бально-рейтинговой системой оценки успеваемости (табл. 10).
Q=Qa+Qв (8)
Таблица 10
Корреляция между обобщенным коэффициентом усвоения и оценкой
Обобщенный коэффициент усвоения |
Оценка | |
пятибалльная |
бально-рейтинговая | |
0,81£Q£1 |
5 |
81–100 |
0,61£Q£0,8 |
4 |
61–80 |
0,41£Q£0,6 |
3 |
41–60 |
Q£0,4 |
2 |
£40 |
Используя данные подходы, можно с помощью весовых коэффициентов учитывать влияние различных факторов на процесс формирования компетенций и компетентности, а также на оценку их уровня сформированности.
Разработанная и апробированная методика, позволяющая вести простую машинную обработку результатов, была использована для оценки уровня освоения каждого модуля, входящего в технологическую подготовку и его вклада в формирование технологических компетенций и компетентности.
Оценка вклада каждой освоенной дисциплины (модуля), практик и творческих разработок осуществлялась с помощью определения обобщенных коэффициентов усвоения, позволяющих учитывать не только достижения студента, определяемые бально-рейтинговой системой, но и воздействия внутренних и внешних наиболее значимых факторов, оказывающих влияние на процесс обучения и формирования компетенций.
На основании представленных в таблице 11 соответствий между формируемыми компетенциями, компетентностями и интегрированными блоками модулей технологической подготовки, а также выведенных математических зависимостей (1 … 8) была произведена оценка сформированности: технологических компетенций, компонентов компетентности и технологической компетентности (прил. 8).
Таблица 11 Соответствие между формируемыми компетенциями и интегративными блоками модулей технологической подготовки
Обозначение |
Структурные составляющие технологической компетентности, компетенции и интегративные модули, формирующие их |
Номер компетенций технологической подготовки (К-1) … (К-15)* | ||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 | ||
ОК |
Общетехническая компетентность | |||||||||||||||
МО |
Общетехнические компетенции: | |||||||||||||||
МО-1 |
Техническая графика |
● | ||||||||||||||
МО-2 |
Прикладная механика |
● |
● | |||||||||||||
МО-3 |
Машиноведение |
● |
● | |||||||||||||
МО-4 |
Электрорадиотехника и электроника |
● |
● | |||||||||||||
ПК |
Политехническая компетентность | |||||||||||||||
МП |
Политехнические компетенции: | |||||||||||||||
МП-1 |
Основы производства |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● | |||||||
МП-2 |
Основы проектирования |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● | ||||||||
МП-3 |
Основы предпринимательства |
● |
● |
● | ||||||||||||
СК |
Специализированная компетентность | |||||||||||||||
МС |
Специализированные компетенции: | |||||||||||||||
МС-1 |
Основы автодела и минитехники |
● |
● |
● |
● |
● |
● | |||||||||
МС-2 |
Основы эксплуатации и технического сервиса |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● | ||||||
МС-3 |
Эксплуатационная безопасность автомобиля |
● |
● |
● |
● |
● |
● |
● | ||||||||
ППК |
Производственно-практическая компетентность | |||||||||||||||
МПП |
Производственно-практические компетенции: | |||||||||||||||
МПП-1 |
Технологический практикум |
● |
● |
● | ||||||||||||
МПП-2 |
Учебно-технологические практики |
● |
● |
● |
● | |||||||||||
МПП-3 |
Производственные практики |
● |
● |
● | ||||||||||||
ТДК |
Творческо-деятельностная компетентность | |||||||||||||||
МТД |
Творческо-деятельностные компетенции: | |||||||||||||||
МТД-1 |
Основы творческой деятельности |
● |
● |
● |
● |
● | ||||||||||
МТД-2 |
Основы исследований в технологическом образовании |
● |
● |
● |
● | |||||||||||
МТД-3 |
Творческие разработки |
● |
● |
● |
● |
● | ||||||||||
nм |
Количество модулей, формирующих каждую (ki) компетенцию |
9 |
9 |
7 |
5 |
6 |
5 |
3 |
2 |
4 |
2 |
2 |
3 |
5 |
6 |
3 |
Новое в образовании:
Методические основы работы по развитию орфографической зоркости у детей с
дисграфией
Для того чтобы правильно научить детей владеть правилами орфографии и закрепить умения видеть орфограмму, правильно определить ее на слух, а затем записать ее, необходим автоматизированный навык. Этот навык достигается длительными упражнениями, которые направлены на: а) развитие орфографической зор ...
Концептуальные основы формирования компетенций и становления
технологической компетентности
В структуре каждой профессиональной компетенции учителя мы выделили четыре компонента: информационную основу (теорию); ориентировочную основу (знание о том, из чего исходить и что, как и когда делать); исполнительную основу (отработку непосредственного выполнения действия); контролирующую основу. П ...
Особенности школьного туризма
В школьном туризме (в противоположность семейному) действуют две стороны – участвующая (школьники) и организующая, содействующая (администрация, учителя школы). По этому признаку школьный туризм занимает промежуточное положение между плановым и самодеятельным туризмом. У школьников и у учителей отн ...