Анализ эффективности экспериментальной дидактической системы технологического образования студентов

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Анализ эффективности экспериментальной дидактической системы технологического образования студентов

Страница 8

В заключении изложены теоретические и экспериментальные результаты исследования, сформулированы основные выводы.

На современном этапе развития российского высшего профессионального образования доминирует профессионально-квалификационный, инструментально-технологический подход к подготовке кадров не только для общественного производства, но и для социальной сферы.

К настоящему времени назрели объективные предпосылки к переосмыслению целей и задач высшего профессионального образования, к формированию новых концептуально-методологических основ образовательной деятельности, переходу к новой парадигме образования.

Анализ литературных источников и изучение опыта работы педагогических учебных заведений различного типа показывает, что проблема технологического образования в профессиональной подготовке специалиста на сегодняшний день весьма актуальна. В системе профессиональной подготовки учителя технологии технологическое образование фактически является основополагающим. Оно позволяет обеспечить широту знаний и формирование компетентности специалиста. В условиях быстро меняющегося рынка, развития частного предпринимательства эти личностные образования молодого специалиста, на базе которых возможна быстрая переквалификация и овладение новой специальностью, позволят ему оставаться конкурентоспособным.

Изменение общественных, социальных и экономических условий в России затронуло сферу профессиональной подготовки, в результате чего возникла необходимость пересмотра цели технологического образования. Целью технологического образования будущего учителя мы считаем формирование технологической компетентности студента. В процессе формирования технологической компетентности должно происходить освоение технологического наследия человечества, способов освоения мира.

Осмысление компетентности специалиста XXI в., по мнению многих ученых, должно основываться на развитии его интегративных и аналитических способностей. Динамичность общественного развития предполагает, что профессиональная деятельность человека не предопределена на весь период его профессиональной карьеры и требует непрерывного образования, постоянного повышения профессиональной компетентности.

В процессе исследования было уточнено понимание профессиональной компетентности как совокупности ключевой, базовой и специальной компетентностей, применительно к технологическому образованию будущего учителя.

Построение дидактической системы формирования и развития технологической компетентности, включающей в себя представление о логике становления и развития профессиональной компетентности будущего учителя, потребовало характеристики:

– психологических закономерностей и этапов профессионального развития студента в процессе технологического образования;

– педагогических закономерностей проектирования образовательной системы, ориентированной на обеспечение становления профессиональной компетентности учителя.

Анализ существующих психологических концепций профессионального развития специалиста в системе профессионального образования позволил интерпретировать имеющиеся результаты научных исследований следующим образом:

– первый этап ориентирован на развитие ключевых компетентностей в контексте будущей профессиональной деятельности;

– на втором этапе обучающийся «погружается» в профессиональные задачи, осваивает способы их решения, которые содействуют становлению базовой компетентности на основе ключевой;

– третий этап – этап развития специальной компетентности на основе развитой базовой.

– затем наступает этап развития специальной компетентности.

С педагогической точки зрения, это позволило доказать, что весь процесс профессионального обучения строится на основе выделения такой единицы построения содержания профессионального образования, как профессиональная педагогическая задача.

Доказано, что все три вида компетентности взаимосвязаны и развиваются одновременно. Это и формирует индивидуальный стиль педагогической деятельности, создает целостный образ специалиста и в конечном итоге обеспечивает становление его профессиональной технологической компетентности учителя как определенной целостности, как интегративной личностной характеристики.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10


Новое в образовании:

Развитие творческих способностей учащихся на примере обучения декоративной резьбе по дереву
При резании древесины по наклонной линии против направления волокон срез получается нечистый, с заколами и задирами (рис. 1, А, Б). Срез поперек волокон или срез под прямым углом к направлению слоя древесины получается менее блестящим и гладким, чем в первом случае, но вполне пригодным для лицевой ...

Формы межпредметных связей и методика их реализации
В опыте вспомогательной школы лишь очень немногие учителя пытаются установить межпредметные связи начального курса географии с другими учебными предметами. Обычно это осуществляется в форме очень краткого напоминания: «Вы изучали по естествознанию ." и т.д. Большинство учителей не уделяют этом ...

Сущность семейного воспитания
Семья — это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжения рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения места, ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru