Экспериментальное изучение состояния лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста татарской и русской национальностей

Педагогика сегодня » Психолингвистический подход при коррекции лексико-грамматических категорий у детей татарской национальности » Экспериментальное изучение состояния лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста татарской и русской национальностей

Страница 1

Важным условием правильной организации логопедической коррекционной работы является своевременное и тщательно проведенное психолого-педагогическое обследование ребенка. В процессе обследования обязательно следует учитывать не только то, чем ребенок пока не владеет, но и имеющие у него возможности. Анализ результатов обследования позволяет логопеду определить индивидуальную педагогическую стратегию в коррекционной работе, ее отправные моменты, ведущие и сопровождающие направления.

Эксперимент проводился на базе СОШ №9, а так же национального центра развития «Этнос», логопедического кабинета поликлиники №1 и тюменского центра логопедии и развития речи. В эксперименте принимало участие 20 детей в возрасте шести-семи лет. По данным ПМПК состояние их речевой функции было однородным и относилось к третьему уровню общего недоразвития речи по классификации Р.Е. Левиной.

Исследование проводилось в несколько этапов, взаимосвязанных и взаимообусловленных.

– На первом этапе анализировалась научно-методическая литература по проблеме недоразвития лексико-грамматических категорий, проводилось педагогическое наблюдение. Анализировалось содержание программного материала на занятиях.

– Второй этап исследования представлял собой констатирующий эксперимент, цель которого заключалась в выявлении уровня несформированности лексико-грамматических категорий у детей татарской и русской национальности.

В констатирующем эксперименте исследовались навыки употребления и понимания таких категорий лексико-грамматического строя речи как род, число, падеж.

Результаты обследования фиксировались в протоколе, отбирались и анализировались материалы обследования, осуществлялся сравнительный анализ полученных результатов.

– На третьем этапе исследования был проведен анализ эффективности экспериментальной работы и проведен формирующий эксперимент.

В ходе эксперимента дети были поделены на две группы: контрольную и экспериментальную. В контрольную группу вошли дети русской, а в экспериментальную – дети татарской национальности. Результаты обследования были подвержены анализу, а так же определению отличительных особенностей несформированности лексико-грамматических категорий у детей разных национальностей.

При составлении схемы обследования лексико-грамматического строя речи нами были использованы методика О.Б. Иншаковой и О.Е Грибовой. В соответствии с задачами, констатирующий эксперимент включал в себя выполнение детьми ряда заданий и упражнений, позволяющих характеризовать состояние лексико-грамматических категорий. Дети контрольной и экспериментальной группы получали идентичные задания. В процессе проведения эксперимента каждому ребенку предъявлялся один и тот же наглядный и словесный материал.

Помимо качественной оценки заданий (очень важно – действует ли ребенок по методу проб и ошибок или по определенному плану), использовалась и количественная оценка. Выполнение проб оценивалось по трехбалльной шкале, в которой:

3 балла – соответствует правильному выполнению представленного задания;

2 балла – это примерно 25% ошибок;

1 балл – соответствует 50% ошибок;

0 баллов – невыполнение задания;

Каждое задание оценивалось в отдельности, затем высчитывалась сумма баллов за всю пробу и их общее количество на конечном этапе обследования.

Максимальное количество баллов за каждое задание равно 3. При обработке полученных данных значение переводится в процентное выражение. Если 3 балла принять за 100%, тогда, умножив суммарный балл за задание на 100 и разделить на 3 мы узнаем на сколько процентов ребенок справился с данным заданием.

Методы обследования уровня сформированности грамматического строя речи

Проба 1.

Обследование понимания категории числа.

Инструкция:

«Покажи на картинке где дерево, а где деревья, где гриб, а где грибы» (см. Приложение).

Проба 2.

Обследование способности употребления категории числа.

Инструкция:

«я буду говорить слово, которое обозначает один предмет, а ты изменишь это слово так, чтобы оно обозначало много предметов».

Слова: лист, ухо, дом, картина, стол, дверь.

Проба 3.

Инструкция:

«А теперь, я говорю слово во множественном числе, а ты изменяешь его в единственное. Слова: руки, стулья, малыши, пионеры, горы».

Проба 4.

Обследование способности изменять имя существительное по падежам.

Инструкция:

«У меня в руках мяч»

И.п. – что у меня в руках?

Р.п. – у меня нет чего?

Д.п. – я протягиваю руки к чему?

В.п. – я бросаю что?

Т.п. – я играю чем?

П.п. – я думаю о чем?

«У меня в руках книга»

Страницы: 1 2


Новое в образовании:

Орфографическая зоркость как условие орфографического навыка
Орфографическая зоркость – это способность, умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях орфограммы, а также определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим. Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформирован ...

Дифференциация обучения, как средство повышения эффективности учебной деятельности младших школьников
Главная цель средней общеобразовательной школы - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать основанное на общечеловеческих ценностях мировоззрение, гуманистические отношения, обеспечивать разн ...

История возникновения программ
Воспитание и обучение в детском саду, осуществляется в соответствии с программой — государственным документом, определяющим цели, задачи и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми в дошкольном учреждении. В ней предусмотрена задача всестороннего воспитания дошкольников в соответстви ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru