На современном этапе развития общества образование все чаще обращается к этнопедагогике, к народным традициям образования и воспитания подрастающего поколения. Через традиции и обычаи передается историческое наследие народа, понимание самобытности культуры каждой национальности.
Основополагающие для развития педагогической науки принципы - демократизация всей системы образования, соревновательность различных моделей школ, гуманизация, интенсификация, субъектно-личностная направленность, креативность, непрерывность образования и др. - способствуют ориентации учебно-воспитательного процесса на развитие общечеловеческих ценностей; эмоциональной отзывчивости, творческой активности. Современная педагогическая теория направлена на воспитание уважения к самой личности, ее самобытности, которая невозможна без раскрытия потенциальных возможностей и способностей каждого. Преобразование общества через развитие личности должно стать основой общественного прогресса.
Именно народное декоративно-прикладное искусство, как часть отечественной и мировой художественной культуры, впитавшее в себя обогащенный опыт многовекового коллективного творчества, мудрость и талант многих поколений, позволило открыть широкий простор для творчества и развития учащихся, сделает их жизнь нравственно стабильнее и духовно богаче.
Учащиеся проявляют самый разнообразный интерес к жизни, в этом возрасте начинают формироваться черты будущей личности, поэтому очень важно формировать устойчивый интерес к традициям своего народа.
Формирование интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства позволит обратить особое внимание на преемственность в народном искусстве и развивать у детей историческое самосознание. То есть на уроках технологии необходимо приобщать детей к миру народного декоративно-прикладного искусства, формировать творческое отношение к сохранению и возрождению традиций народных промыслов.
Перечисли педагогические условия, соблюдение которых способствует развитию творческих способностей учащихся при занятиях по декоративно-прикладному творчеству:
Первым педагогическим условием мы считаем введение субъекта в активный, организованный, творческий процесс, состоящий из деятельностных актов, предваряющих изготовление изделий декоративно-прикладного искусства и возникающих во время и после него ("динамическая цепочка").
Вторым необходимым условием, на наш взгляд, является поэтапно-преемственный подход к учебному процессу, представляющий собой логичный переход от пятого к девятому классу и включающий в себя несколько направлений.
Третьим педагогическим условием мы считаем организацию учебно-познавательной деятельности учащихся на основе широких межпредметных связей, интенсифицирующих учебный процесс.
Взаимодействие искусств и истории на уроках технологии является четвертым педагогическим условием. Это условие имеет особую важность, ибо одно искусство, в частности ДЛИ, активнее формирует некий узкий специфический интерес, например, интерес к изготовлению изделий, но не к традициям.
Пятым необходимым педагогическим условием формирования интереса к традициям у школьников является художественно-педагогическая идея, объединяющая урок и внеклассную работу в единое целое и способная помочь углубленному постижению "ключевых знаний", которая является системообразующей опорой в нашем представлении. Все это позволяет возбудить интерес к традициям народного декоративно-прикладного искусства, жизни, знанию.
Новое в образовании:
Интегрированные уроки как основное средство повышения активности учащихся
Учитель, увлеченный своим делом, непременно мечтает о том, что из его воспитанников получатся в будущем талантливые люди, настоящие творцы. Как распознать талантливого ребенка? Как обучать одаренных детей? На этот счет есть много различных мнений педагогов, психологов. Несомненно, одно: чем шире у ...
История Гимназии №111
Гимназия № 111 - образовательное учреждение со сложившимися традициями, определяющими особенность образовательной и воспитательной деятельности педагогического коллектива. А именно: Первая особенность.111 школа работала весь период Великой Отечественной войны. Вторая особенность. Педагогический кол ...
Методические рекомендации по формированию учебной деятельности у учащихся
младших классов коррекционных школ VIII вида
Помощь первокласснику в преодолении возникающих трудностей адаптационных затруднений в школе может оказать учитель, в силах которого создание необходимых условий для быстрого и безболезненного вхождения ребенка в школьную жизнь. В процессе психологической адаптации первоклассников должны решаться с ...