Организация физического воспитания школьников

Страница 1

Систему взаимосвязанных форм организации физического воспитания составляют:

– уроки физической культуры;

– физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня школы (гимнастика до занятий, физкультурные минутки на уроках, игры и физические упражнения на переменах, ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня, ежемесячные дни здоровья и спорта);

– внеклассная спортивно-массовая работа (занятия в кружках физической культуры, группах общей физической подготовки, спортивных секциях, спортивные соревнования, туристские походы);

– внешкольная физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа (занятия по месту жительства учащихся, в детско-юношеских спортивных школах, Дворцах и Домах пионеров, на детских туристских станциях, в спортивных обществах);

– самостоятельные занятия физическими упражнениями в семье (утренняя гимнастика, игры на свежем воздухе, туристские походы и т.д.).

Урок физической культуры

Урок физической культуры является основной и обязательной формой физического воспитания в школе. На уроке учащиеся получают необходимый минимум знаний, умений и навыков, предусмотренных школьной программой, повышают уровень своего физического развития. Уроки физической культуры имеют специфические особенности, характеризующиеся многообразием двигательных ощущений, большой вариативностью обстановки и условий двигательной деятельности, высокой эмоциональностью, коллективными действиями.

Уроки физической культуры строятся в соответствии с общими педагогическими принципами, а также методическими принципами физического воспитания. При построении урока эти принципы конкретизируются следующими требованиями:

урок должен решать образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, формировать интерес у учащихся к занятиям физическими упражнениями, побуждать их к активной деятельности;

задачи урока должны быть предельно конкретны, учитывать состав учащихся, их возраст, физическое развитие и подготовленность, обеспечивать преемственность предыдущих занятий с последующими и в то же время иметь свою целостность и законченность;

содержание урока, методика его организации и проведения должны постоянно видоизменяться, сохраняя при этом направленность педагогических воздействий на решение основных задач;

содержание и нагрузка на уроке должны сочетаться с другими общеобразовательными уроками в расписании учебного дня.

Структура урока физической культуры включает три части: подготовительную, основную и заключительную. Каждая из них имеет свое обоснование и содействует решению задач урока. Назначение подготовительной части заключается в организации учащихся, активизации их внимания, подготовке организма к физическим нагрузкам. Она начинается с сообщения о задачах урока, его организации, последовательности прохождения учебного материала. Кроме этого, в подготовительной части могут решаться образовательно-воспитательные задачи: обучение строю, формирование осанки и т.д. Центральное же место в подготовительной части урока занимает функциональная подготовка организма к предстоящей деятельности. Это достигается посредством выполнения комплексов общеразвивающих упражнений. При этом последовательность выполнения упражнений предполагает поочередное воздействие на основные мышечные группы, постепенное увеличение нагрузки. Содержание комплексов физических упражнений условно делят на две части: первая связана с всесторонней активизацией органов и структур организма, усилением деятельности дыхания, кровообращения, обменных процессов; вторая – с усилением функциональной деятельности тех органов и структур, которые будут обеспечивать двигательную активность в последующих физических упражнениях. Если первая часть комплекса может быть относительно постоянной, то вторая – конкретной для каждого занятия исходя из его основных задач. Вместе с тем первая часть комплекса общеразвивающих упражнений должна обеспечивать преемственность функционального состояния организма с предшествующей деятельностью. Например, если урок физической культуры проводится по расписанию последним, то общеразвивающие упражнения должны быть направлены в первую очередь на повышение интенсивности обменных процессов, усиление дыхания и кровообращения, содействовать быстрому снятию нервного напряжения, вызванного предшествующей деятельностью.

Упражнения, входящие в комплекс, должны быть хорошо освоены учениками. Резкой границы между подготовительной и основной частями урока не должно быть.

Решение наиболее сложных задач урока осуществляется в его основной части. Здесь проводится обучение новым двигательным действиям, повторение и закрепление пройденного учебного материала, воспитание физических качеств и развитие способностей. Учебно-воспитательный процесс в основной части урока протекает более успешно, если соблюдаются следующие методические правила:

Страницы: 1 2 3


Новое в образовании:

Анализ результатов формирующего и контрольного экспериментов
На втором этапе экспериментального исследования проводился формирующий эксперимент по специально отобранной теме «Информация», направленный на формирование логической культуры младших школьников. Формирующий эксперимент по проверке и доказательству эффективности разработанной системы по формировани ...

Творчество как фактор развития
Понятие творчества вообще и детского, в частности, всегда привлекало к себе внимание педагогов, психологов, искусствоведов, философов. Не потеряло оно свою значимость и сегодня, позволяя ставить все новые вопросы перед учеными и находить оптимальные пути для его развития и формирования. Проблеме де ...

Методическое обоснование исследования уровня сформированности письменной речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
Для того, чтобы выявить уровень сформированности письменной речи младшего школьника, необходимо провести ряд специальных проб. В логопедии имеется не одна методика для этой цели. Рассмотрев и проанализировав некоторые из них, я попыталась составить собственную методику исследования уровня сформиров ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru