изучение нового материала следует проводить в период наибольшей активности учащихся, на фоне их повышенной работоспособности (как правило, в начале основной части урока);
к повторению и совершенствованию изученных приемов и действий целесообразно приступать после изучения нового материала;
упражнения должны сменяться в такой последовательности, чтобы мышечные напряжения чередовались с расслаблением, статические усилия – с динамическими и т.д.;
при воспитании физических качеств и развитии способностей соблюдать такую последовательность: скоростные упражнения, силовые упражнения и упражнения на развитие выносливости;
упражнения на точность и координацию движений предшествуют упражнениям, требующим больших или длительных мышечных напряжений.
В соответствии с этими методическими правилами основную часть урока подразделяют на обучающую и развивающую части. В первой части преимущественно решаются задачи, связанные с обучением двигательным действиям, а во второй – с развитием физических способностей. В обучающей части также проводится учет знаний, умений и навыков, освоенных учениками в соответствии со школьной программой.
Заключительная часть урока имеет целью восстановление функциональной активности организма школьников и обеспечение перехода их от возбужденного состояния к более спокойному и уравновешенному. Решение этой задачи является необходимым условием для дальнейшей деятельности учеников. Здесь используют относительно спокойные, малоинтенсивные упражнения (например, ходьбу, перестроения, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление мышц). Затем учитель подводит итоги урока, дает домашние задания, при необходимости проводит инструктаж к следующему уроку.
Типы уроков. В практике физического воспитания различают несколько типов уроков физической культуры: вводный урок, урок изучения нового материала, урок закрепления и совершенствования пройденного материала, смешанный и контрольный уроки.
Вводный урок проводят в начале учебного года или четверти (при необходимости). На этом уроке учитель знакомит школьников с задачами предстоящих занятий, рассказывает об основном содержании учебного материала в соответствии с программой: объясняет правила поведения в спортивном зале, требования к ученикам, их спортивной одежде и т.д.
На уроке изучения нового материала основное внимание уделяют еще незнакомым упражнениям. Такой урок проходит при незначительной двигательной активности школьников.
На уроке закрепления и совершенствования пройденного материала основное внимание уделяют многократному повторению изученных движений в различных меняющихся условиях. Двигательная активность школьников резко возрастает. На таком уроке обычно воспитывают физические качества и развивают способности, используя для этого изученные двигательные действия.
В практике физического воспитания младших школьников чаще проводят смешанный (комплексный) урок, на котором совмещают изучение нового материала с закреплением и совершенствованием пройденного.
Контрольный урок посвящают оценке успеваемости школьников по физической культуре. Как правило, контрольный урок проводят в конце четверти или после прохождения важных разделов школьной программы (например, гимнастики, лыжной подготовки и т.д.
Виды уроков. В зависимости от использования средств физического воспитания уроки классифицируются по видам. Так, выделяют уроки легкой атлетики, гимнастики, лыжной подготовки и т.д.
К числу основных физических качеств относят силу, выносливость, ловкость, гибкость и т.д.
От других качеств личности физические качества отличаются тем, что могут проявляться только при решении двигательных задач через двигательные действия.
Под физическими способностями понимают относительно устойчивые, врожденные и приобретенные функциональные возможности органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает эффективность выполнения двигательных действий. Врожденные возможности определяются соответствующими задатками, приобретенные – социально-экологической средой жизнеобитания человека. При этом одна физическая способность может развиваться на основе разных задатков и, наоборот, на основе одних и тех же задатков могут возникать разные способности. Реализация физических способностей в двигательных действиях выражает характер и уровень развития функциональных возможностей отдельных органов и структур организма. Поэтому отдельно взятая физическая способность не может выразить в полном объеме соответствующее физическое качество. Только относительно постоянно проявляющаяся совокупность физических способностей «определяет то или иное физическое качество.
Развитие физических способностей происходит под действием двух основных факторов: наследственной программы индивидуального развития организма и социально-экологической его адаптации (приспособление к внешним воздействиям). В силу этого под процессом развития физических способностей понимают единство наследственного и педагогически направляемого изменения функциональных возможностей органов и структур организма.
Новое в образовании:
Разработка мероприятий по охране окружающей среды
Инженерно-экологические мероприятия предполагают создание такой природно-промышленной системы, которая позволила бы обеспечить эффективное использование и охрану природных ресурсов в процессе работы того или иного производства. В инженерно-экологические мероприятия входят три группы мероприятий: ин ...
Обучение и познание
В процессе обучения происходит развитие ребёнка. Исходя из этого, делается вывод, что основной задачей обучения является не сообщение ребёнку новых знаний, а развитие у него определенных способностей, то есть нужно научить ребёнка наблюдать, мыслить, анализировать увиденное. Кроме того, определённы ...
Формирование развитой личности в
условиях скаутского движения
Скаутинг как движение возник в 1907 г. в Англии и очень быстро обрел популярность в подавляющем большинстве стран мира, так как соединил в себе потребности ребенка и общезначимые человеческие качества. Сейчас скаутинг существует более чем в 150 странах мира и насчитывает около 17 млн. детей. Органи ...