Цель, задачи, методика констатирующего эксперимента

Педагогика сегодня » Процесс обучения сжатому пересказу учащихся с нарушением речи » Цель, задачи, методика констатирующего эксперимента

Страница 1

Передача содержания прочитанного или прослушанного литературного произведения включает в себя восприятие, понимание прочитанного, его запоминание и речевое оформление.

Процесс сжатого пересказа является сложным процессом для учащихся общеобразовательной школы, тем более он вызывает большие затруднения у детей с нарушением интеллекта из-за их неполноценного психического и речевого развития.

С целью изучения особенностей сжатого пересказа учащимися 7 класса нами было проведено исследование.

Задачами констатирующего эксперимента явилось исследование педагогического опыта учителей по использованию на уроках чтения сжатого пересказа, исследование сформированности навыков краткого пересказа умственно отсталых учащихся.

Нами было обследовано 12 учащихся класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы V вида.

Эксперимент проводился с 2003-2004 учебный год в два этапа:

I этап включал анализ работы учителей над кратким пересказом на уроках чтения;

II этап был посвящен изучению особенностей сжатого пересказа умствен-

но отсталыми учащимися. Данный этап эксперимента проводился по отработанному тексту во внеурочное время индивидуально с каждым испытуемым.

Мы разработали методику констатирующего эксперимента. Для этого подобрали отрывок из повести Короленко В.Г. «Дети подземелья» часть «Кукла». Текст был предварительно проработан учителем на уроке.В ходе проведения эксперимента экспериментатор зачитывал текст, спрашивал, что непонятно. Затем текст читал испытуемый. После этого ему предлагалось кратко пересказать отрывок.

Анализ экспериментального материала проводился по следующим критериям:

Передача основной мысли произведения в сжатой форме;

Сохранение логики изложенного материала;

Использование детьми при пересказе авторской лексики.

В процессе первого этапа было выяснено, что на1' уроках педагоги используют в основном полный пересказ и редко элементы краткого пересказа. Не наблюдалось на уроках краткого пересказа. Используемые учителями различные методы и приемы работы над литературными произведениями способствуют решению в первую очередь, познавательных задач, расширению кругозора учащихся, обогащению словаря, формированию у них нравственных и этических качеств.

В тоже время мы обратили внимание на недостатки в проведении данных уроков. Это их некоторая однотипность и использование в основном схемы проведения комбинированного урока. Одним из важнейших занятий на уроке чтения является работа над планом. Именно составление плана прочитанного произведения помогает понять ученикам, в каком порядке и последовательности идет изложение сюжета. Анализ уроков дает основание говорить, что в своей работе учителя очень часто предлагают детям готовый план. В результате этого ученики не анализируют текст, т.е. не делят текст на части, не выясняют основной мысли излагаемой в каждой части, взаимосвязь частей, которые должны быть положены в названия пунктов плана. В результате этого ученики передавали текст чисто механически.

Если же ученики под руководством учителя составляли план на уроке, то чаще всего это был простой словесный план, хотя с 5 класса можно было использовать и картинный.

Страницы: 1 2


Новое в образовании:

Обучение учащихся младшего школьного возраста
Прошло дошкольное детство. Как-то незаметно, будто внезапно, возник перед ребенком трудный перевал, за которым – школа, новый распорядок всей жизни, новая ответственность и обязанности, новые связи и взаимоотношения с людьми. На детском рисунке все это не может не сказаться. Может возникнуть вопрос ...

Роль родного языка в развитии личности ребенка
Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова, но и бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка; и усваивает легко и скоро; в два-три года столько, что и половины того не может усвоить человек в 20 л ...

Проведение формирующего эксперимента и анализ его результатов
Как отмечалось выше, формирующий эксперимент проводился нами на той же базе, что и констатирующий: национальный центр развития «Этнос», средняя школа №9, Тюменский центр логопедии и развития речи. В формирующем эксперименте приняли участие 10 детей татарской национальности, обследованных нами на пе ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru