Цель, задачи, методика констатирующего эксперимента

Педагогика сегодня » Процесс обучения сжатому пересказу учащихся с нарушением речи » Цель, задачи, методика констатирующего эксперимента

Страница 1

Передача содержания прочитанного или прослушанного литературного произведения включает в себя восприятие, понимание прочитанного, его запоминание и речевое оформление.

Процесс сжатого пересказа является сложным процессом для учащихся общеобразовательной школы, тем более он вызывает большие затруднения у детей с нарушением интеллекта из-за их неполноценного психического и речевого развития.

С целью изучения особенностей сжатого пересказа учащимися 7 класса нами было проведено исследование.

Задачами констатирующего эксперимента явилось исследование педагогического опыта учителей по использованию на уроках чтения сжатого пересказа, исследование сформированности навыков краткого пересказа умственно отсталых учащихся.

Нами было обследовано 12 учащихся класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы V вида.

Эксперимент проводился с 2003-2004 учебный год в два этапа:

I этап включал анализ работы учителей над кратким пересказом на уроках чтения;

II этап был посвящен изучению особенностей сжатого пересказа умствен-

но отсталыми учащимися. Данный этап эксперимента проводился по отработанному тексту во внеурочное время индивидуально с каждым испытуемым.

Мы разработали методику констатирующего эксперимента. Для этого подобрали отрывок из повести Короленко В.Г. «Дети подземелья» часть «Кукла». Текст был предварительно проработан учителем на уроке.В ходе проведения эксперимента экспериментатор зачитывал текст, спрашивал, что непонятно. Затем текст читал испытуемый. После этого ему предлагалось кратко пересказать отрывок.

Анализ экспериментального материала проводился по следующим критериям:

Передача основной мысли произведения в сжатой форме;

Сохранение логики изложенного материала;

Использование детьми при пересказе авторской лексики.

В процессе первого этапа было выяснено, что на1' уроках педагоги используют в основном полный пересказ и редко элементы краткого пересказа. Не наблюдалось на уроках краткого пересказа. Используемые учителями различные методы и приемы работы над литературными произведениями способствуют решению в первую очередь, познавательных задач, расширению кругозора учащихся, обогащению словаря, формированию у них нравственных и этических качеств.

В тоже время мы обратили внимание на недостатки в проведении данных уроков. Это их некоторая однотипность и использование в основном схемы проведения комбинированного урока. Одним из важнейших занятий на уроке чтения является работа над планом. Именно составление плана прочитанного произведения помогает понять ученикам, в каком порядке и последовательности идет изложение сюжета. Анализ уроков дает основание говорить, что в своей работе учителя очень часто предлагают детям готовый план. В результате этого ученики не анализируют текст, т.е. не делят текст на части, не выясняют основной мысли излагаемой в каждой части, взаимосвязь частей, которые должны быть положены в названия пунктов плана. В результате этого ученики передавали текст чисто механически.

Если же ученики под руководством учителя составляли план на уроке, то чаще всего это был простой словесный план, хотя с 5 класса можно было использовать и картинный.

Страницы: 1 2


Новое в образовании:

Особенности и методика ознакомления дошкольников со сказкой и другими художественными произведениями и формирование нравственных качеств личности через сказку
Работа со сказкой имеет свою специфику. Важным моментом является само общение. Оно выступает в качестве своеобразного социально-психологического механизма, посредством которого осуществляется воздействие на духовный мир человека, на его психику и осознание. Из всего обилия трактовок общения взяли з ...

Методика и организация исследования
Зрительная память во многом оказывает влияние на успешность обучения нынешних дошкольников в школе. Важно формировать некоторые приемы зрительного запоминания у детей дошкольного возраста в целях лучшей подготовки их к школьному обучению. Для того, чтобы улучшить память дошкольников, обучить их нео ...

Игры на развитие речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста
Данные игры могут быть использованы сурдопедагогами на занятиях по развитию речи, воспитателями на занятиях по различным разделам программы, а также родителями дома. Поезд Цели: учить детей глобальному чтению; учить отвечать на вопросы. Оборудование: игрушечный поезд с пятью-шестью вагонами, игрушк ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru