Реализация экспериментальной дидактической системы формирования технологических компетенций и компетентности будущего учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Реализация экспериментальной дидактической системы формирования технологических компетенций и компетентности будущего учителя

Страница 7

Существенно изменилась роль такой традиционной формы обучения, как семинар. Широкое распространение получили семинары исследовательского типа, предполагающие индивидуальную работу студентов на занятиях, а именно: определение конкретных целей технологического исследования, поэтапное усвоение учебного материала (небольшими порциями), переход от простого к сложному; немедленное и повторяющееся воспроизведение изучаемого материала; самоконтроль студентов; усвоение каждой предыдущей единицы учебного материала как необходимое условие для перехода к следующей. При этом непременным условием был контроль за самостоятельной индивидуальной работой студента со стороны преподавателя. Для этого коллективом факультета по технологическим дисциплинам были разработаны тесты текущего и итогового контроля (прил. 12), рабочие тетради по технологическим дисциплинам, в том числе и электронные.

Внеаудиторная работа включает: подготовку к лабораторным работам и семинарам, выполнение поэтапных проектных заданий, являющихся составными элементами итоговых проектных заданий.

Так при изучения курса «Основы строительного дела» для выполнения итогового проектного задания разработано методическое пособие, в котором приведены сведения, цели, структура и содержание работы, а также указана последовательность выполнения и необходимые справочные материалы. Целью выполнения самостоятельного итогового проекта является закрепление теоретического материала по курсу, приобретение практических навыков проектирования жилых домов и участков индивидуальной застройки и формирование соответствующих технологических компетенций и компетентностей.

В методическом пособии изложены основные требования к выполнению проекта, последовательность и примеры его выполнения. Перед выполнением проекта выдается задание на специальном бланке (прил. 13), в котором указывается тема проекта, необходимые индивидуализированные исходные данные, установленные сроки сдачи проекта, рекомендуемая специальная литература, а также иллюстративный раздаточный материал.

Содержание проекта представляет из себя разработку эскизного проекта индивидуального жилого дома, включающего: фасад; план (планы); этаж (этажи); разрез; план фундаментов; разрез стены; вариант планировки индивидуального участка. Приводится пример компоновки чертежа.

Для контроля обученности студента по курсу «ОСД» было предусмотрено поэтапное выполнение проектных заданий, выполнение и защита лабораторных работ, выполнение и защита итогового проекта. Качество защиты в сочетании с комплексной оценкой уровня знаний и умений, проводимых с помощью тест-контроля (прил. 12) в течение семестра и на зачете, позволяют проводить объективную оценку уровня обученности.

Вводились междисциплинарные учебные курсы и междисциплинарные семинары, на которых рассматривались проблемы, предполагающие необходимость интеграции различных наук, в первую очередь технологических и естественнонаучных. Междисциплинарные семинары использовались уже на младших курсах.

Примером междисциплинарного учебного курса может служить дисциплина «Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт автомобиля». Курс является интегративным, так как раскрытие его содержания базируется на ранее приобретенных знаниях, умениях и навыках, полученных при изучении дисциплин естественнонаучной, предметной и специализированной подготовки: «Физика», «Химия», «Экология», «Материаловедение», «Детали машин», «Обработка конструкционных материалов», «Теплотехника», «Гидравлика», «Электротехника», «Автомобиль», «Основы теории двигателя внутреннего сгорания и автомобиля», «Гидропневмопривод автомобиля», «Электрооборудование автомобиля».

Примером междисциплинарного является семинара на тему: «Общие сведения о строительных чертежах (понятие о «проекте» здания (сооружения) и нормативных документах; общие правила гражданского оформления строительных чертежей)», по дисциплинам «Основы строительного дела» и «Основы архитектурно-строительного черчения», проведение которого обеспечивает согласованную подготовку к выполнению итогового проекта по курсу «Основы строительного дела».

Активизации познавательного интереса у студентов способствовал и особый вид междисциплинарного семинара – семинар «вне стен» вуза, или «выездной». Занятия в них были рассчитаны на целый семестр и проводились обычно в два этапа. На первом участники семинара в стенах вуза изучали деятельность какого-либо предприятия. На втором этапе занятия проводились непосредственно на предприятии или организовывалась экскурсия, например, на Тульский машиностроительный завод им. В. М. Рябикова, выпускающий современное лазерное оборудование, дизельные двигатели, перфораторы, мотокультиваторы, а также широкую номенклатуру металлорежущего инструмента и современной технологической оснастки.

В практике экспериментальных групп нашли применение следующие формы семинара: развернутая беседа на основе плана семинара; устные рефераты студентов с последующим их обсуждением; обсуждение письменных рефератов, распространенных среди участников; семинары в виде теоретических конференций, экскурсий и бесед.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Новое в образовании:

Социально-культурная деятельность ДОЛ как неотъемлемый компонент его социокультурного пространства и фактор развития досуговой культуры подростков
Деятельность человека, в том числе досуговая, всегда реализуется в определенных пространственно-временных рамках и несет в себе соответствующие свойства пространства и времени как всеобщих форм бытия материи. Пространство характеризует протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие ...

Работа с компьютером в классе и ее эффективность для изучения немецкого языка
Способность детей замещать в игре реальный предмет игровым с переносом на него реального значения, реального действия лежит в основе способности осмысленно оперировать символами на экране компьютера. При этом компьютерные игры не должны заменять обычные, а дополнять их, обогащая педагогический проц ...

Практическое исследование проблемы межпредметных связей в обучении обж
Для проведения нашего исследования мы прежде всего определились с Объектом исследования. Им являлся процесс обучения ОБЖ в общеобразовательной школе с ориентацией на формирование у учащихся межпредметной структуры знаний. Предметом исследования являлись методологические основы построения и реализац ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru