Требования к организации посещения и анализа урока

Педагогика сегодня » Техника проведения анализа посещенного урока » Требования к организации посещения и анализа урока

Страница 1

Подготовка к посещению урока.

Определение цели посещения урока, вида и формы контроля. Составление программы наблюдения урока, в соответствие с целью. Ознакомление с учебно-методическими материалами, содержание которых соответствует цели посещения урока. Знакомство с учебной программой проверяемого предмета, с содержанием учебного материала по учебнику. Определение возможных вариантов структуры и методики урока (по методическим пособиям, по инструктивным и нормативным документам). Изучение записей в классном журнале о выполнении программы, в том числе ее практической части в дневниках учащихся, в их тетрадях, обратив внимание на отметки (их наполняемость, баллы и т.п.), на объем домашних заданий.

Просмотр и анализ выводов и предложений, сделанных учителю по ранее посещенному уроку. Решение целесообразности приглашения на урок других учителей.

Проведение (при необходимости) предварительной беседы с учителем, знакомство с его замыслом проведения урока, уточнение поурочного плана (при необходимости - просмотр и проверка календарно-тематического плана).

Классификация целей посещения уроков

1. По времени действия (долгосрочные, краткосрочные, постоянные и переменные). Это зависит от содержания основных и вспомогательных задач, стоящих перед школой, основных направлений методической работы, характеристики вопросов, обсуждаемых на педсоветах и производственных совещаниях.

2. По широте охвата и глубине

а)

масштабные целевые установки, характеризующиеся обще-дидактической направленностью. Например, работа учителя по развитию познавательного интереса учащихся при обучении, по формированию общеучебных умений и навыков и т.п.;

б) локальные целевые установки, характеризующиеся частно-дидактической направленностью. Например, результативность работы учителя по развитию устной речи учащихся, по организации на уроке творческой работы учащихся и т.п.

3. По содержанию, когда цели посещения ориентируются на конкретные вопросы учебных программ. Например, работа учителя по развитию вычислительных навыков учащихся на уроках математики; работа учащихся с первоисточниками на уроках истории; эффективность работы учителя иностранного языка по закреплению языкового материала и др.

Краткий оценочный анализ - это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации.

Системный анализ - это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременно решения развивающих задач урока, обеспечения формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения.

Полный - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов, результативность урока.

Примерная схема анализа урока

1. Цель, задачи урока (образовательные, воспитательные, развития), их взаимосвязь и пути реализации.

2. Готовность учителя и учащихся к уроку, оборудование урока, наглядные и учебные пособия, ТСО, санитарно-гигиеническое состояние класса и т.д.

3. Организационная структура. Тип урока, его место в системе занятий по предмету, четкость, последовательность этапов урока, дозировка времени, соответствие этапов урока характеру познавательной деятельности учащихся.

4. Содержание урока: научность учебного материала, его воспитывающее и развивающее значение; правильность отбора материала по объему, содержанию и трудности для учащихся; соотношение теоретического и дидактического материалов; группировка, классификация материала вокруг ключевых понятий; направленность материала на связь с жизнью.

Страницы: 1 2 3 4 5


Новое в образовании:

Периодизация типов отношений родителей и детей в психоистории
Американский психолог Ллойд Демоз считает, что человека следует рассматривать не как хомо экономикус или хомо политикус, а хомо релатенс, т.е. ищущего взаимоотношений, любви больше, чем денег или власти. Теория Ллойда Демоза и других ученных, разделяющих ее, утверждает, что реальным базисом для пон ...

Классификация форм обучения
Формы учения-обучения могут быть классифицированы по многим основаниям: 1. Классификация форм по способу получения образования: очная, заочная, вечерне-сменная и т.д. И, в том числе, – самообразование. В современных условиях для свободного продвижения человека в образовательном пространстве необход ...

Характеристика критериев, показателей и процедуры оценки уровней сформированности технологических компетенций и технологической компетентности будущего учителя
Осуществление контроля за эффективностью процесса формирования у будущих учителей компетенций и компетентностей потребовало определения его процедуры и уточнения таких понятий, как «критерий», «параметр» и «показатель», т. к. разные авторы используют их не одинаково. Составлена такая цепочка: крите ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru