2. Как добивался учитель нужной избирательности, осмысленности, целостности восприятия учениками изучаемых предметов.
3. Как учитель использовал в своей работе убеждение, внушение.
4. Как добивался учитель сосредоточенности и устойчивости внимания учащихся.
5. Что делал учитель для более успешного запоминания материала учащимися и какие особенности произвольного, механического и смыслового запоминания проявились у школьников на уроке.
6. Каковы приемы привлечения и поддержания внимания и развития внимательности на уроке.
7. Какие формы работы использовал учитель для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнения и др.)
2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся на уроке в процессе формирования знаний и умений
1. Как учитель использовал воссоздающее и творческое воображение при изложении нового материала.
2. На каком уровне формировались знания учащихся: на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, "открытий", выведенных формул и т.п.
3. С помощью каких приемов учитель добивался активности и самостоятельности мышления учащихся: система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и лишними данными, организация поисковой, исследовательской работы на уроке, индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм работы и др.
4. Какого уровня понимания добивался учитель от учащихся: описательного, сравнительного, обобщающего, оценочного, проблемного. Как руководил учитель формированием убеждений и идеалов.
5. Какие виды творческих работ использовал учитель на уроке и как руководил творческим воображением учащихся: объяснение темы и цели работы, обучение отбору и систематизации материала, обработке результатов и оформлению работы.
6. Как на уроке осуществлялось формирование устойчивого и действенного интереса к учебному предмету и учению в целом.
3. Личностный подход к деятельности учащихся на уроке
1. Какие чувства детей проявились на уроке, и чем они были вызваны.
2. Как осуществлялось управление общением учащихся на уроке.
3. Моменты урока, где наиболее успешно формировались волевые качества школьников.
4. Как осуществлялся учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
4. Мастерство учителя
1. Каковы пути организации воздействия и механизм воздействия: подражание, эмпатия, рефлексия и др.
Умения создавать психологические условия для убеждения: психологический климат, смысловое единство и др.
Умение учителя пользоваться внушением как средством (методом) педагогического воздействия.
2. Как учитель управлял общением учащихся между собой на уроке.
3. Каковы особенности самоорганизации учителя: подготовленность учителя к уроку, рабочее самочувствие учителя в начале урока и в процессе его осуществления: собранность, настроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая импровизация, педагогический оптимизм, находчивость и др.
4. Педагогический такт учителя.
5. Психологический климат в классе.
Психолого-педагогический анализ урока - одновременный анализ соблюдения педагогических и психологических основ процесса обучения.
Примерная схема анализа урока
.
1. Общие сведения об уроке. Дата, класс, предмет, число учащихся по списку, сколько присутствует, какой урок по порядку.
Обстановка в классе: чистота, освещенность помещения, проветрено ли помещение, порядок в классе, готовы ли учащиеся к уроку.
Новое в образовании:
Школьная типография С. Френе
В качестве реальной базы детского труда, для обеспечения его социальной значимости и творческого потенциала, личной заинтересованности и коллективности С. Френе организует школьную типографию. Вместо того чтобы выучивать страницы учебников и выслушивать объяснения учителя, дети пишут «свободные тек ...
Взаимодействие семьи и школы
Развитие и воспитание ребенка в семье требует множества деятельностных ситуаций, в которых происходит формирование личности заданной ориентации. Главная нагрузка по обеспечению реальной связи с семьей ложится на плечи классного руководителя. Свою деятельность он организует через классный родительск ...
Факторы, определяющие
успешность обучения говорению
Успешность обучения говорению на уроках иностранного языка зависит от ряда специфических факторов: индивидуально-возрастных особенностей учащихся (от наличия у них мотивов учения, внимания и интереса, от умения пользоваться стратегиями устного общения, опираться на прежний речевой опыт, пол, самооц ...