2. Как добивался учитель нужной избирательности, осмысленности, целостности восприятия учениками изучаемых предметов.
3. Как учитель использовал в своей работе убеждение, внушение.
4. Как добивался учитель сосредоточенности и устойчивости внимания учащихся.
5. Что делал учитель для более успешного запоминания материала учащимися и какие особенности произвольного, механического и смыслового запоминания проявились у школьников на уроке.
6. Каковы приемы привлечения и поддержания внимания и развития внимательности на уроке.
7. Какие формы работы использовал учитель для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнения и др.)
2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся на уроке в процессе формирования знаний и умений
1. Как учитель использовал воссоздающее и творческое воображение при изложении нового материала.
2. На каком уровне формировались знания учащихся: на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, "открытий", выведенных формул и т.п.
3. С помощью каких приемов учитель добивался активности и самостоятельности мышления учащихся: система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и лишними данными, организация поисковой, исследовательской работы на уроке, индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм работы и др.
4. Какого уровня понимания добивался учитель от учащихся: описательного, сравнительного, обобщающего, оценочного, проблемного. Как руководил учитель формированием убеждений и идеалов.
5. Какие виды творческих работ использовал учитель на уроке и как руководил творческим воображением учащихся: объяснение темы и цели работы, обучение отбору и систематизации материала, обработке результатов и оформлению работы.
6. Как на уроке осуществлялось формирование устойчивого и действенного интереса к учебному предмету и учению в целом.
3. Личностный подход к деятельности учащихся на уроке
1. Какие чувства детей проявились на уроке, и чем они были вызваны.
2. Как осуществлялось управление общением учащихся на уроке.
3. Моменты урока, где наиболее успешно формировались волевые качества школьников.
4. Как осуществлялся учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
4. Мастерство учителя
1. Каковы пути организации воздействия и механизм воздействия: подражание, эмпатия, рефлексия и др.
Умения создавать психологические условия для убеждения: психологический климат, смысловое единство и др.
Умение учителя пользоваться внушением как средством (методом) педагогического воздействия.
2. Как учитель управлял общением учащихся между собой на уроке.
3. Каковы особенности самоорганизации учителя: подготовленность учителя к уроку, рабочее самочувствие учителя в начале урока и в процессе его осуществления: собранность, настроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая импровизация, педагогический оптимизм, находчивость и др.
4. Педагогический такт учителя.
5. Психологический климат в классе.
Психолого-педагогический анализ урока - одновременный анализ соблюдения педагогических и психологических основ процесса обучения.
Примерная схема анализа урока
.
1. Общие сведения об уроке. Дата, класс, предмет, число учащихся по списку, сколько присутствует, какой урок по порядку.
Обстановка в классе: чистота, освещенность помещения, проветрено ли помещение, порядок в классе, готовы ли учащиеся к уроку.
Новое в образовании:
Клинико-психолого-педагогическая характеристика младших
школьников с нарушениями слуха
Вопросами развития познавательной деятельности у детей с нарушениями слуха в нашей стране занимались Т.А.Григорьева, Л.В.Занков, Д.М.Маянц, М.М.Нудельман, Т.В.Розанова, В.А.Синяк, И.М.Соловьев, Л.И.Тигранова, Ж.И.Шиф, Н.В.Яшкова и другие. Процесс всякого познания начинается с ощущений и восприятий. ...
Основные функции управления в деятельности заведующего
Детский сад по своей форме, содержанию и структуре является сложным воспитательным учреждением, и руководство им должно осуществляться на основе принципов и положений науки управления. Управление предполагает умелое использование существующих закономерностей, создание хорошо продуманной системы вза ...
Формирование технологической
компетентности будущего учителя в ходе выполнения учебно-исследовательской и самостоятельной
работы
При исследовании дидактической системы формирования технологической компетентности будущего учителя в качестве одной из форм организации обучения была выбрана учебно-исследовательская работа. Методика выполнения учебно-исследовательского задания была выстроена таким образом, чтобы способствовать фо ...