2. Как добивался учитель нужной избирательности, осмысленности, целостности восприятия учениками изучаемых предметов.
3. Как учитель использовал в своей работе убеждение, внушение.
4. Как добивался учитель сосредоточенности и устойчивости внимания учащихся.
5. Что делал учитель для более успешного запоминания материала учащимися и какие особенности произвольного, механического и смыслового запоминания проявились у школьников на уроке.
6. Каковы приемы привлечения и поддержания внимания и развития внимательности на уроке.
7. Какие формы работы использовал учитель для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнения и др.)
2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся на уроке в процессе формирования знаний и умений
1. Как учитель использовал воссоздающее и творческое воображение при изложении нового материала.
2. На каком уровне формировались знания учащихся: на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, "открытий", выведенных формул и т.п.
3. С помощью каких приемов учитель добивался активности и самостоятельности мышления учащихся: система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и лишними данными, организация поисковой, исследовательской работы на уроке, индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм работы и др.
4. Какого уровня понимания добивался учитель от учащихся: описательного, сравнительного, обобщающего, оценочного, проблемного. Как руководил учитель формированием убеждений и идеалов.
5. Какие виды творческих работ использовал учитель на уроке и как руководил творческим воображением учащихся: объяснение темы и цели работы, обучение отбору и систематизации материала, обработке результатов и оформлению работы.
6. Как на уроке осуществлялось формирование устойчивого и действенного интереса к учебному предмету и учению в целом.
3. Личностный подход к деятельности учащихся на уроке
1. Какие чувства детей проявились на уроке, и чем они были вызваны.
2. Как осуществлялось управление общением учащихся на уроке.
3. Моменты урока, где наиболее успешно формировались волевые качества школьников.
4. Как осуществлялся учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
4. Мастерство учителя
1. Каковы пути организации воздействия и механизм воздействия: подражание, эмпатия, рефлексия и др.
Умения создавать психологические условия для убеждения: психологический климат, смысловое единство и др.
Умение учителя пользоваться внушением как средством (методом) педагогического воздействия.
2. Как учитель управлял общением учащихся между собой на уроке.
3. Каковы особенности самоорганизации учителя: подготовленность учителя к уроку, рабочее самочувствие учителя в начале урока и в процессе его осуществления: собранность, настроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая импровизация, педагогический оптимизм, находчивость и др.
4. Педагогический такт учителя.
5. Психологический климат в классе.
Психолого-педагогический анализ урока - одновременный анализ соблюдения педагогических и психологических основ процесса обучения.
Примерная схема анализа урока
.
1. Общие сведения об уроке. Дата, класс, предмет, число учащихся по списку, сколько присутствует, какой урок по порядку.
Обстановка в классе: чистота, освещенность помещения, проветрено ли помещение, порядок в классе, готовы ли учащиеся к уроку.
Новое в образовании:
Форма организации обучения как дидактическая категория
Различают формы организации обучения, формы обучения, формы учебной работы, формы теоретического и производственного обучения, формы образования, формы самообразования, формы повышения квалификации, формы подготовки специалистов и др. Довольно распространены такие ситуации, когда под разными назван ...
Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических
навыков у детей младшего дошкольного возраста
Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания являются одним из важнейших направлений воспитательной работы в детском саду. Работа по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания должна проводиться как индивидуально, так и группами. Главное условие ...
Теоретические основы преподавания
информатики в общеобразовательной школе
На сегодняшний день многие положения общеобразовательного курса информатики вполне определены. Большинство авторов полагают, что информатика не сводится к computer science, а является фундаментальной естественнонаучной дисциплиной, которая изучает закономерности протекания информационных процессов ...