Опыт показал, что каждая из перечисленных форм семинара имеет свои преимущества и может применяться в педагогической деятельности по мере необходимости. Так, например, развернутая беседа по теме: «Тенденции развития современных технологий получения композиционных материалов» позволяет вовлекать в дискуссию максимальное число студентов. Реферативная форма семинара позволяет анализировать вопросы на высоком теоретическом уровне, так как при написании рефератов студенты используют не только основную, но и дополнительную литературу, материалы Интернета. Семинар, проводимый в виде теоретической конференции, напоминает реферативную форму обучения. Различие состоит в том, что теоретическую конференцию готовят более основательно и в ней участвует не одна, а несколько студенческих групп или даже целый курс (Например, проблемы энергосбережения и снижения металлоемкости, реализуемые при проектировании новых образцов техники). Неплохие результаты давали семинары в форме письменных контрольных работ с последующим их обсуждением.
В практике обучения с успехом использовались такие два вида индивидуального обучения, как модифицированный модульный курс самостоятельного обучения и модульный метод, включающий разработку проекта (под модулем мы понимаем логически самостоятельную часть курса.). Объем и порция учебного материала, включенного в модуль, были различными, следовательно, количество модулей в курсе до некоторой степени произвольно; обязательно включались при составлении программ один или несколько модулей, содержащих элементы профессиональной технологической подготовки, например, представленный в таблице 6.
В экспериментальном обучении первый метод предполагал самостоятельное изучение студентами материала модуля «Технологии вторичной переработки сырья» курса «Технологии современных производств» с последующим заключительным экзаменом, обсуждение и дискуссии в группах по нерешенным самостоятельно проблемам, занятия в виде коротких встреч-обсуждений с преподавателем, длительные трехчасовые занятия, факультативные обзорные вводные лекции, факультативные занятия – вопросы и ответы по инициативе студентов. Весь курс был разделен на отдельные модули, каждый из которых включал: учебное пособие или его раздел, задание, мультимедиа-приложение, тестовый опрос и ключ к его решению, технические средства обучения, лекции, проводящиеся факультативно и включающие ответы на вопросы студентов. Во втором методе наиболее важной частью учебной программы курса, например, «Обработка конструкционных материалов» являлась разработка самостоятельных проектов. В конце семестра проводились защита проекта и экзамен.
Таблица 6 Тематический план курса «Основы строительного дела»
|
№ тем |
Наименование |
Количество часов | |||||||
|
Всего |
Аудиторные |
Внеаудиторные |
Всего | ||||||
|
лек. |
сем. |
прак. |
лаб. |
Виды работ | |||||
|
Введение |
2 |
2 | |||||||
|
I модуль. Строительные материалы |
12 |
4 |
8 |
Проектное задание № 1 |
4 | ||||
|
1. |
Классификация и основные свойства |
2 |
4 |
Подготовка к лабораторным работам |
4 | ||||
|
2. |
Номенклатура строительных материалов и их физико-механические свойства |
4 |
4 | ||||||
|
II модуль. Основы архитектуры |
10 |
8 |
2 |
Проектное задание № 2 |
4 | ||||
|
3. |
Основные понятия |
2 | |||||||
|
4. |
Основания и фундаменты |
2 | |||||||
|
5. |
Архитектурно-планировочные и конструктивные решения зданий |
4 |
Подготовка к семинару по модулю II |
4 | |||||
|
III модуль. Основы расчета строительных конструкций |
10 |
6 |
4 |
Проектное задание № 3 |
4 | ||||
|
6. |
Основные положения расчета строительных конструкций |
4 |
Подготовка к практическим занятиям |
4 | |||||
|
7. |
Расчет элементов конструкций |
2 |
4 |
Подготовка к семинару по модулю III |
4 | ||||
|
IV модуль. Основы технологии строительного производства |
26 |
10 |
2 |
4 |
10 |
Проектное задание № 4 |
4 | ||
|
8. |
Основные положения |
1 | |||||||
|
9. |
Земляные работы |
1 |
Подготовка к практическим занятиям |
2 | |||||
|
10. |
Каменные работы |
2 |
2 | ||||||
|
11. |
Бетонные и железобетонные работы |
2 |
2 | ||||||
|
12. |
Изоляционные и монтажные работы |
2 |
Подготовка к лабораторным работам |
4 | |||||
|
13. |
Отделочные работы |
2 |
10 |
Подготовка к семинару по модулю IV |
4 | ||||
|
V. модуль. Основы ремонтных работ |
12 |
6 |
2 |
4 |
Проектное задание № 5 |
4 | |||
|
14. |
Эксплуатация, ремонт и реконструкция зданий |
2 | |||||||
|
15. |
Инженерное оборудование и санитарно-технические устройства |
2 |
2 |
Подготовка к лабораторным работам |
2 | ||||
|
16. |
Эксплуатация, ремонт и реконструкция инженерного оборудования |
2 |
2 |
Подготовка к семинару по разделу V |
4 | ||||
|
Выполнение итогового проектного задания |
20 | ||||||||
|
Аудиторные занятия |
Итого: |
72 |
36 |
6 |
8 |
22 |
Самостоятельная работа |
72 | |
Новое в образовании:
Организация деятельности по реализации дифференцированного
обучения на уроках в начальной школе
Дифференцированный подход в обучении рассмотрен на примере МОУ СОШ №43 г. Тюмени. Изучался 3 "А" класс. Процесс организации учителем внутриклассной дифференциации в данном классе включает несколько этапов: 1. Проведение диагностики. 2. Распределение по группам с учетом диагностики. 3. Опр ...
Организация и содержание
исследования уровня сформированности связной речи детей младшего школьного
возраста с общим недоразвитием речи
В эксперименте принимало участие 20 детей учащихся 1-го класса. В контрольной и экспериментальной группе было по 10 человек с нарушениями речи и 10 человек – норма (учащиеся МУЗ «Средняя общеобразовательная школа № 64». Эксперимент проводился во всех группах детей в свободное от занятий время, инди ...
Понятие о лексике и ее развитие в онтогенезе
Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явление, действие и признаки окружающей действительности. Различают словарь активный и пассивный. Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под активным – употребление их в речи. Уровень развития словаря определяе ...