Опыт показал, что каждая из перечисленных форм семинара имеет свои преимущества и может применяться в педагогической деятельности по мере необходимости. Так, например, развернутая беседа по теме: «Тенденции развития современных технологий получения композиционных материалов» позволяет вовлекать в дискуссию максимальное число студентов. Реферативная форма семинара позволяет анализировать вопросы на высоком теоретическом уровне, так как при написании рефератов студенты используют не только основную, но и дополнительную литературу, материалы Интернета. Семинар, проводимый в виде теоретической конференции, напоминает реферативную форму обучения. Различие состоит в том, что теоретическую конференцию готовят более основательно и в ней участвует не одна, а несколько студенческих групп или даже целый курс (Например, проблемы энергосбережения и снижения металлоемкости, реализуемые при проектировании новых образцов техники). Неплохие результаты давали семинары в форме письменных контрольных работ с последующим их обсуждением.
В практике обучения с успехом использовались такие два вида индивидуального обучения, как модифицированный модульный курс самостоятельного обучения и модульный метод, включающий разработку проекта (под модулем мы понимаем логически самостоятельную часть курса.). Объем и порция учебного материала, включенного в модуль, были различными, следовательно, количество модулей в курсе до некоторой степени произвольно; обязательно включались при составлении программ один или несколько модулей, содержащих элементы профессиональной технологической подготовки, например, представленный в таблице 6.
В экспериментальном обучении первый метод предполагал самостоятельное изучение студентами материала модуля «Технологии вторичной переработки сырья» курса «Технологии современных производств» с последующим заключительным экзаменом, обсуждение и дискуссии в группах по нерешенным самостоятельно проблемам, занятия в виде коротких встреч-обсуждений с преподавателем, длительные трехчасовые занятия, факультативные обзорные вводные лекции, факультативные занятия – вопросы и ответы по инициативе студентов. Весь курс был разделен на отдельные модули, каждый из которых включал: учебное пособие или его раздел, задание, мультимедиа-приложение, тестовый опрос и ключ к его решению, технические средства обучения, лекции, проводящиеся факультативно и включающие ответы на вопросы студентов. Во втором методе наиболее важной частью учебной программы курса, например, «Обработка конструкционных материалов» являлась разработка самостоятельных проектов. В конце семестра проводились защита проекта и экзамен.
Таблица 6 Тематический план курса «Основы строительного дела»
№ тем |
Наименование |
Количество часов | |||||||
Всего |
Аудиторные |
Внеаудиторные |
Всего | ||||||
лек. |
сем. |
прак. |
лаб. |
Виды работ | |||||
Введение |
2 |
2 | |||||||
I модуль. Строительные материалы |
12 |
4 |
8 |
Проектное задание № 1 |
4 | ||||
1. |
Классификация и основные свойства |
2 |
4 |
Подготовка к лабораторным работам |
4 | ||||
2. |
Номенклатура строительных материалов и их физико-механические свойства |
4 |
4 | ||||||
II модуль. Основы архитектуры |
10 |
8 |
2 |
Проектное задание № 2 |
4 | ||||
3. |
Основные понятия |
2 | |||||||
4. |
Основания и фундаменты |
2 | |||||||
5. |
Архитектурно-планировочные и конструктивные решения зданий |
4 |
Подготовка к семинару по модулю II |
4 | |||||
III модуль. Основы расчета строительных конструкций |
10 |
6 |
4 |
Проектное задание № 3 |
4 | ||||
6. |
Основные положения расчета строительных конструкций |
4 |
Подготовка к практическим занятиям |
4 | |||||
7. |
Расчет элементов конструкций |
2 |
4 |
Подготовка к семинару по модулю III |
4 | ||||
IV модуль. Основы технологии строительного производства |
26 |
10 |
2 |
4 |
10 |
Проектное задание № 4 |
4 | ||
8. |
Основные положения |
1 | |||||||
9. |
Земляные работы |
1 |
Подготовка к практическим занятиям |
2 | |||||
10. |
Каменные работы |
2 |
2 | ||||||
11. |
Бетонные и железобетонные работы |
2 |
2 | ||||||
12. |
Изоляционные и монтажные работы |
2 |
Подготовка к лабораторным работам |
4 | |||||
13. |
Отделочные работы |
2 |
10 |
Подготовка к семинару по модулю IV |
4 | ||||
V. модуль. Основы ремонтных работ |
12 |
6 |
2 |
4 |
Проектное задание № 5 |
4 | |||
14. |
Эксплуатация, ремонт и реконструкция зданий |
2 | |||||||
15. |
Инженерное оборудование и санитарно-технические устройства |
2 |
2 |
Подготовка к лабораторным работам |
2 | ||||
16. |
Эксплуатация, ремонт и реконструкция инженерного оборудования |
2 |
2 |
Подготовка к семинару по разделу V |
4 | ||||
Выполнение итогового проектного задания |
20 | ||||||||
Аудиторные занятия |
Итого: |
72 |
36 |
6 |
8 |
22 |
Самостоятельная работа |
72 | |
Новое в образовании:
Характеристика предрасполагающих факторов к возникновению
речевых нарушений
М. Е. Хватцев впервые все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние, особо подчеркнув их тесное взаимодействие. Он также выделил органические (анатомо-физиологические, морфологические), функциональные (психогенные), социально-психологические н психоневрологические причины. К органи ...
Зарубежный опыт подготовки педагогических работников для осуществления технологического
образования молодежи
В последних исследованиях зарубежных специалистов в области профессиональной подготовки и повышения квалификации, а также ведущих западных социологов, психологов, педагогов подчеркивается, что большинством молодых людей ХХI в. практически утеряна основная часть полезных семейных и бытовых навыков. ...
Общая характеристика игровой деятельности
Часто говорят, что ребёнок играет, когда он, например, манипулирует предметом или выполняет то или иное действие, показанное ему взрослым (особенно, если это действие выполняется не с настоящим предметом, а с игрушкой). Но настоящее игровое действие будет происходить только тогда, когда ребёнок под ...