Реализация экспериментальной дидактической системы формирования технологических компетенций и компетентности будущего учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Реализация экспериментальной дидактической системы формирования технологических компетенций и компетентности будущего учителя

Страница 12

5) программное обеспечение и модели деталей, узлов, механизмов, различных технологических объектов и процессов к лекциям, семинарам и лабораторно-практическим занятиям. Например, программа имитационного моделирования «Компьютерная версия лаборатории гидромеханики, гидравлических машин и гидроприводов» для выполнения лабораторных работ при изучении дисциплин «Гидравлика», «Гидропневмопривод в автомобиле»;

6) мультимедиа-презентации, в том числе и несущие функции контроля усвоения учебного материала, к лекциям, семинарам, лабораторно-практическим занятиям, педагогическим и учебным практикам. Например, Электронное методическое пособие для самостоятельного изучения, выполнения лабораторных работ и осуществлению текущего тестового контроля по курсу «Эксплуатация, технической обслуживание и ремонт автомобиля» содержит: лабораторные работы №1–10, рабочую тетрадь для выполнению лабораторных работ, тестовый опрос по лабораторным работам 1–10; «Эксплуатация автомобилей с инжекторными двигателями» содержит: лабораторные работы №1–11, рабочую тетрадь для выполнению лабораторных работ, тестовый опрос по лабораторным работам 1–11; Электронное пособие с элементами анимации и 3D моделирования по курсу «Автосервис» для проведения теоретических занятий по разделам: «Техническая диагностика автомобиля», «Система и виды технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта» и др.;

7) компьютерная экспертная система для качественной и количественной оценки сформированности технологических компетенций и компетентности будущего учителя технологии на всех этапах обучения (прил. 8).

Разработанные рекомендации и учебно-методические пособия внедрены в учебный процесс на факультете ТЭСХ в Тульском государственном педагогическом университете им. Л.Н. Толстого, что позволило преодолеть предметный подход и перейти к целостному образованию на основе компетентностной парадигмы.

Современный учитель, кроме многих иных качеств, должен обладать теоретическими знаниями и компетенциями организовывать педагогический технологический процесс на индивидуально-личностной основе. Поэтому в эксперименте мы стремились максимально индивидуализировать процесс подготовки студентов к педагогической деятельности.

Творческий потенциал студента активно формировался в условиях проблемного обучения, т. к. проблемная логическая структура учебной информации побуждает к ее внутреннему принятию и осмыслению, к целенаправленному и мотивированному освоению процесса систематизации и построению логических, с точки зрения содержания, схем образовательного процесса. Это, в свою очередь, ведет к развитию и обобщению профессиональных знаний, формированию компетенций.

Выполнение студентами индивидуализированных технологических заданий с исследовательским содержанием обеспечивает непрерывное обновление знаний и познавательных действий, прогрессивное развитие технологических компетенций будущего учителя, опредмечивание теоретических знаний самим субъектом путем перевода знаний в систему действий. Например, во время прохождения студентами учебной и производственной практик, вводились элементы учебно-исследовательской деятельности. Так им предлагались следующие технологические задания:

– Разработать и прочитать в группе мини-лекции по трудно усваиваемым темам технологических дисциплин.

– Разработать тесты и игровые средства контроля знаний по технологическим дисциплинам для последующей апробации на занятиях по соответствующей дисциплине.

– Разработать проект изготовления изделия, состоящего из нескольких деталей, требующих разных материалов и технологий обработки.

– Решить творческие конструкторско-технологические задачи по индивидуальным заданиям.

– Подготовить сообщения по индивидуальным темам, касающимся вопросов долговечности и надежности машин и строительных конструкций, а также их защиты от воздействия агрессивных сред.

Процесс перевода знаний в действия, т. е. формирование компетенций, проходил на основе самоанализа, отражающего профессионально-значимые качества личности во всем объеме субъективных характеристик.

Индивидуализированное обучение предусматривало (с целью управления познавательными и техническими операциями студентов) степень свободы при решении заданий и ограничения ее. Этот процесс зависел от включения в обучение предметно-объективной информации, которая делает познавательный поиск активным и доступным для обучающихся, стимулирующим развитие учебных, личностных и профессиональных возможностей студентов. Индивидуализированная учебная среда для студентов являлась не только дидактическим условием успешности обучения, но и предметом изучения (как профессиональное управление трудовой деятельностью учащихся).

В процессе экспериментального обучения при решении вопросов логико-дидактического структурирования информации мы опирались на работы Б. П. Беспалько, Е. Н. Кабановой-Меллер, А. М. Сохора, поэтому способы и приемы индивидуализации были представлены в виде конкретных рекомендаций по осуществлению индивидуального подхода в обучении студентов. Для индивидуализации обучения применялись специально сконструированные учебные задания, ориентированные на различные учебные возможности студентов, предусматривающие формирование технологических компетенций. Решение заданий способствовало формированию творческого стиля деятельности студентов (через актуализацию предметных знаний).

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17


Новое в образовании:

Схемы и алгоритмы наблюдения и анализа уроков в гимназии №37
За время практики мы ознакомились с системой работы заместителя директора по учебно-воспитательной работе С.Д. Байрамбековой. Анализ урока проводился по следующим схемам и алгоритмам: Схема наблюдения уроков № 1. Наблюдение за деятельностью учителя и учащихся I. Требования к деятельности учителя За ...

Игра и общение
В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием её. В этом возрасте приобретается тот сравнительно-устойчивый внутренний мир, который даёт основания впервые назвать ребёнка личностью, хотя и не вполне сложившейся, но способной к даль ...

Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
творческий педагогический подросток фотовыставка Подростковый возраст занимает важную фазу в общем процессе становления человека как личности, когда в процессе построения нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая на ...

Меню сайта

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru